ПМЮФ-2024: антимонопольному регулированию не хватает жестких решений в отношении нарушителей

| новости | печать

В современном мире, где экономическая активность все более зависит от инноваций и технологического прогресса, ключевым аспектом становится антимонопольное регулирование. Это механизм, который обеспечивает справедливую конкуренцию, предотвращает злоупотребление доминирующим положением на рынке и способствует росту эффективности и благосостояния общества. К таким выводам пришли участники сессии «Новые вызовы и современные решения в сфере антимонопольного регулирования», которая прошла в рамках Петербургского международного юридического форума.

Основа развития современной рыночной экономики заключается в защите конкуренции. «Конкуренция — это динамичное развитие, это стимулирование предприятий к внедрению инноваций, это стимулирование инвесторов к тому, чтобы правильно и аккуратно вкладывать свои деньги, это рост эффективности компаний, это очищение рынка от неэффективных участников ведения бизнеса. Все это делается для того, чтобы обеспечить благосостояние потребителей, эффективное распределение общественных ресурсов и тем самым повышать эффективность экономики в целом», — сказал замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Андрей Цыганов.

Антимонопольное регулирование появляется тогда, когда есть дисбаланс экономического неравенства между хозяйствующими субъектами, когда у одной из сторон появляются дополнительные возможности влиять на другую сторону. «Антимонопольное законодательство, антимонопольное регулирование направлено на то, чтобы эту экономическую несправедливость перевести в экономическое равенство, ограничивая в определенном смысле поведение одного субъекта по отношению к другому. Наше антимонопольное законодательство, на мой взгляд, на сегодняшний день полностью соответствует той задаче, которая перед ним поставлена», — отметил cтатс-секретарь — замруководителя ФАС России Сергей Пузыревский.

По его мнению, в полной мере антимонопольное регулирование в России заработало, когда появились оборотные штрафы. Только антимонопольное регулирование, подкрепленное санкциями, которые соразмерны с прибылью монополиста или субъекта, обеспечивает необходимый баланс.

Говоря о новых вызовах, он отметил, что новые игроки на товарном рынке могут не обладать традиционными признаками доминирования. «Есть очень большая дискуссия о том, как нам относиться к меняющимся условиям и появлению новых игроков, которые не обладают традиционными признаками доминирования на товарном рынке, но которые могут влиять на поведение других хозяйствующих субъектов. Если с этих позиций посмотреть на современные цифровые платформы, то у них на товарных рынках доли, как правило, не существует. Найти традиционными способами рыночную власть там невозможно, поэтому мы антимонопольное законодательство переводим на рельсы правильного поиска наличия рыночной власти. При наличии таких элементов мы начинаем применять антимонопольные механизмы», — сказал С. Пузыревский.

Так, без четких антимонопольных правил остаются поисковые системы и социальные сети. «Про нетранзакционные платформы, где нет прямого взаимодействия продавцов и покупателей, к сожалению, мы пока договориться не смогли. Нам бы хотелось сделать соответствующее регулирование. <...> У нас должны быть решения, понятные и прозрачные правила для нетранзакционных платформ, потому что они влияют на товарные рынки. Например, поисковая выдача: если у вас есть приоритизация определенных компаний, то это прямое влияние на конкуренцию. Если здесь не работают антимонопольные правила, это совершенно неправильно», — сказал С. Пузыревский.

Член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите конкуренции Ирина Филатова обратила внимание на такую глобальную проблему, как контрафакт: «Эта проблема нарушает кардинальные интересы добросовестных игроков рынка, как отечественных, так и иностранных. <...> Разумеется, конечный потребитель тоже страдает, потому что факт приобретения подделки не может остаться незамеченным, качество страдает. Плюс добросовестным продавцам и производителям приходится конкурировать на этом рынке с контрафактной продукцией не только по качеству, но и по цене».

Заместитель Председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите конкуренции Сергей Лисовский считает, что проблема антимонопольного регулирования России в том, что многие государственные чиновники очень снисходительно относятся к монополиям. Этому есть несколько причин. Одна из них — достаточно молодое антимонопольное законодательство.

«Закон есть, но он не исполняется не потому, что не хотят, а потому, что не считают нужным, внутреннего нет ощущения. Но это еще придет. Тем более мы видим, как меняются отношения. Я с середины 1980-х годов занимался предпринимательской деятельностью. Тот путь, который прошла Россия за эти годы, феноменален», – отметил С. Лисовский. При этом он подчеркнул, что депутаты пока не видят жестких решений в отношении монополистов-нарушителей.