Выяснили это эксперты банка ВТБ и экосистемы недвижимости «Метр квадратный», проанализировав сроки экспозиции квартир в январе — мае 2024 г.
Согласно полученным ими данным, быстрее всего сегодня продаются студии — в среднем за два месяца. На втором месте — квартиры с одной и двумя комнатами, которые клиенты реализуют за 2,5 месяца. Трехкомнатные объекты находят покупателя в среднем за 82 дня. Дольше всего приходится продавать квартиру с четырьмя и более комнатами — 3,5 месяца.
Авторы анализа отмечают, что на скорость продажи квартир, помимо ее комнатности, влияет местоположение. В регионах-миллионниках быстрее всего квартиры продаются в Москве — в среднем меньше, чем за два месяца (51 день). В Санкт-Петербурге этот срок почти в два раза выше — около трех месяцев (97 дней). Дольше всего квартиры продаются в Краснодарском крае — в среднем почти четыре месяца (111 дней).
При этом эксперты ВТБ и М2 констатируют, что доля клиентов, купивших студию или однокомнатную квартиру, выросла за последний год почти до 40% (+9 п.п.). Одновременно доля тех, кто приобрел трехкомнатные квартиры, опустилась ниже 20% (–6 п.п. за год), а доля выбравших двух- и четырехкомнатные объекты осталась примерно на том же уровне.
Цель покупки квартиры в 40% случаев — улучшение качества жизни. Для детей и родственников недвижимость покупают 16% респондентов, еще 13% новое жилье нужно из-за изменившихся жизненных обстоятельств, а 6% хотят жить ближе к родственникам. Еще часть опрошенных преследуют инвестиционные цели.
«Большинство россиян покупают квартиры для себя или детей, поэтому стараются внимательно выбирать объекты. Например, квартиры в старом жилом фонде часто проигрывают современным жилым комплексам, построенным в последние годы. Решающее значение имеют и развитая инфраструктура в районе, качество ремонта и вид из окна. В этом году на фоне динамично меняющейся конъюнктуры рынка клиенты стали подходить к выбору недвижимости еще более тщательно, тем более, разнообразие предложений на рынке предоставляет им такую возможность», — комментирует начальник управления «Ипотечное кредитование» ВТБ Сергей Бабин.
«Покупка недвижимости — один из самых ответственных этапов в жизни каждого человека. С изменениями в госпрограммах кредитования, инфляцией, а вместе с ней и стоимости на объекты доступность жилья не становится выше. Особенно это касается центрального региона и городов-миллионников. Очевидно, что покупателям сейчас необходимо больше времени для принятия решения о покупке нового жилья. Интересно и то, что, по данным аналитического центра М2, при выборе недвижимости россиян также беспокоит общий контингент жителей района и современные решения, например двор без машин, лапомойки, комнаты для колясок на первом этаже и так далее. Это относительно новые критерии выбора нового жилья», — отмечает генеральный директор экосистемы недвижимости «Метр квадратный» Алексей Завгородний.