ПМЮФ-2024: борьба за небо развивает правовой инструментарий

| новости | печать

Российская авиационная индустрия, столкнувшись с множественными ограничениями, такими как закрытие неба, аннулирование сертификатов летной годности и прекращение международных соглашений, находит пути для защиты своих интересов и поддержания операционной деятельности. Важным аспектом является развитие внутренних ресурсов и компетенций. К таким выводам пришли участники сессии «Борьба за небо: от вызовов к возможностям. Стратегии защиты бизнеса и пассажиров», которая прошла в рамках Петербургского международного юридического форума.

Российская авиационная отрасль оперативно учится адаптироваться к нарастающим санкциям. Об опыте «Аэрофлота» рассказала директор юридического департамента ПАО Анна Хомякова.

«Компания «Аэрофлот», как и многие российские компании, осуществляющие деятельность в международном пространстве, после введения отраслевых санкций США, Великобритании и Евросоюза столкнулась со множественными ограничениями. Среди них приостановка членства «Аэрофлота» в международных объединениях, закрытие неба для воздушных судов, поголовная приостановка и расторжение в одностороннем порядке соглашений с контрагентами из недружественных стран, а также ограничение в использовании правовых механизмов для защиты интересов «Аэрофлота» в недружественных юрисдикциях.

В целом санкционные ограничения российской авиационной отрасли на примере группы «Аэрофлот» заключаются в заморозке активов, экономических ресурсов и запрете на их использование для санкционного лица как напрямую, так и через третьих лиц, запрете на продажу, поставку, передачу, экспорт воздушных судов, авиадвигателей, запчастей для российских лиц или для использования в РФ. «На первых порах, когда это только ввели, мы пытались истолковать понятие передачи в том смысле, что оно не распространяется на лизинг, поскольку практически все воздушные суда в Российской Федерации находились и находятся в лизинге. Спустя какое-то время мы поняли, что никакое позитивное толкование у нас не пройдет», – сказала А. Хомякова.

Следующая часть запретов коснулась предоставления услуг по страхованию и перестрахованию. Также запреты коснулись ремонта, инспекции, замены техобслуживания всех воздушных судов и запчастей, а также продажи, поставки, передачи топлива и топливных присадок. Еще одна группа запретов заключалась в расширении мер экспортного контроля в отношении России. «Одним из последствий этих ограничений явилось утверждение новых лицензионных требований для экспорта, реэкспорта и передачи в Россию товаров по ряду категорий, в число которых, конечно же, входили запасные части для воздушных судов», – поделилась представитель «Аэрофота».

Санкции как альтернатива вооруженным конфликтам

По словам управляющего партнера ООО «Юридическая фирма Мельничука» Григория Мельничука в международном праве коллективное введение экономических санкций является альтернативой вооруженных конфликтов. Он рассказал о том, что разработана методология по шагам, которая позволяет рассматривать санкции в контексте определенной геополитической стратегии, потому что санкции никогда не вводятся изолированно от других внешнеполитических инструментов.

В каждом конкретном случае определяется для них либо центральная, либо второстепенная роль. «Для иллюстрации можно взять примеры Ирана и Сирии. Если в первом случае санкции являлись основой стратегии Соединенных Штатов и Евросоюза, то во втором они играли существенно меньшую роль», – пояснил Г. Мельничук.

При этом он отметил, что санкции могут быть принудительными, то есть направленными на побуждение страны, объекта к совершению каких-то действий, сигнальными, то есть на отправку сигналов не столько цели санкций, сколько другим субъектам, сдерживающими, то есть направленными на подрыв способностей страны-объекта к реализации определенных вариантов политики. При введении санкций необходимо оценить экономический ущерб и политические последствия.

«Так, например, в случае с Россией и Ираном, а также с Ираном и Сирией санкции привели к укреплению тех альянсов, которые Евросоюз предпочитал бы ослабить. Для политиков существует выбор между дипломатией, экономической помощью, войной и санкциями», – сказал Г. Мельничук, пояснив что этот выбор делается, исходя из сравнительной полезности санкции по отношению к иным альтернативам.

По наблюдению экспертов, последние несколько десятилетий происходит существенный рост санкций, применяемых на региональном и субрегиональном уровне. В настоящее время для западного общества в целом характерно, что правительство часто решает ввести санкции в условиях давления со стороны общественных групп или общества в целом.

Что нужно знать при судебных разбирательствах

Эксперты признаются, что за свою карьеру не видели настолько большого всплеска активности, когда арбитражные судебные юристы стали загружены так сильно, таким большим количеством дел. «В нашей реальности приходится не просто практически какие-то вопросы решать, но еще раскрывать арбитрам реальную картинку мира, в которой оказалась наша страна и наши компании с введением санкционных ограничений, потому что не все это воспринимают. Некоторые просто раскрывают глаза на это, потому что никогда об этом раньше не думали», — партнер, соруководитель практики по разрешению споров «Рыбалкин, Горцунян, Дякин и партнеры» Дмитрий Дякин.

Отсутствие синхронизации санкций играет на руку России. «Мы должны понимать, что наша позиция будет сильна в частноправовых спорах, рассматриваемых в том числе по европейскому праву, в условиях, когда американские и европейские санкции не синхронизированы. Предпосылкой для этого является то, что крайне широкая американская теория контроля, которая позволяет применять санкции экстерриториально, была отвергнута в достаточно большом количестве судебных споров, рассмотренных в Европе», — сказал Г. Мельничук.

Говоря о практике, специалисты обратили внимание, что в иностранных судах необходимо грамотно подходить к формированию трибунала. «Иностранные суды при рассмотрении наших дел назначают своих судей. Мы на это никак повлиять не можем. В арбитражных судах все зависит от того, как мы формируем трибунал. В большинстве случаев нам удается сформировать трибунал, который нас слышит. Для этого мы используем различные методы, тактики, техники и так далее по выбору председателя», — сказал Д. Дякин.

Также важно продумать шаги наперед, чтобы при необходимости иметь дополнительную меру защиты. «Нельзя безусловно доверять иностранным лицензиям и разрешениям. Они очень короткие, лаконично сформулированы. Есть такая позиция у некоторых наших коллег, что это проблема иностранцев, это им надо соблюдать санкции, это их проблема и их ответственность. Да, это их ответственность, но это наш актив», — сказала партнер ООО «ЛГС Юридические Услуги» Елена Степаненко.

Минтранс прорабатывает меры для помощи авиакомпаниям

В работе сессии принял участие статс-секретарь — замминистра транспорта РФ Дмитрий Зверев. Он поделился тем, что российской стороне удалось убедить коллег по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) в необходимости создания новых постоянных инструментов. «По инициативе транспортников в 2023 г. создается Евразийская перестраховочная компания (ЕПК)», – объявил чиновнк.

Также он сообщил о том, что развитие правового инструментария не останавливается. «Сейчас мы вносим изменения в Воздушный кодекс РФ по новому инструментарию, который необходим для дальнейшей стабильной работы авиакомпании. В этой связи отмечу одну инициативу, которую мы в прошлом году инициировали. Речь идет о "мокром лизинге"», – поведал представитель транспортного ведомства.

Санкционные ограничения не краткосрочные, поэтому отраслевые власти крайне для себя ценят консолидированные взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. «Нам нужны частные правовые казусы, частная практика, чтобы понять, как реагировать и создавать ответные методики на вновь вводимые санкционные ограничения», — отметил Д. Зверев.