Такой опрос провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу АНО «Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой Мир».
Согласно результатам июньского опроса ВЦИОМ, такси входит в тройку самых популярных видов городского транспорта (38%), уступая наземному общественному транспорту (58%) и личному автомобилю (55%). Чем больше населенный пункт, тем выше востребованность услуг такси: если в сельской местности ими пользуются трое из десяти опрошенных (29%), то в обеих столицах — каждый второй (51%). Также услуги такси скорее могут себе позволить более обеспеченные: среди оценивающих свое материальное положение как хорошее и очень хорошее пассажирами такси себя может назвать половина опрошенных (49%), среди средне- и плохо обеспеченных — около трети (37% и 33% соответственно).
В общей сложности семь из десяти опрошенных россиян прибегают к услугам такси несколько раз в полгода и чаще (73%), в том числе каждый десятый передвигается на такси раз в неделю и чаще (10%), еще 27% — несколько раз в месяц. Раз в год и реже ездит на такси примерно пятая часть опрошенных (18%), совсем не пользуются этим видом транспорта только 8%.
Семь из десяти российских пассажиров такси (доля группы — 91%) для вызова авто пользуются мобильным приложением (73%), каждый второй звонит в службу такси (47%). В то время как в мегаполисах абсолютное большинство перешли на мобильные приложения (в Москве и Санкт-Петербурге — 91%, в городах-миллионниках — 90%), жители сел и поселков городского типа по-прежнему отдают предпочтение телефонным звонкам (65 и 71% соответственно), распространены в последних и неформальные способы поиска такси — на улице (11 и 10% соответственно) и в специальных чатах/группах в социальных сетях (6 и 5% соответственно).
«Яндекс. Такси» — безусловный лидер среди приложений, предоставляющих услугу вызова такси (79% от числа пассажиров, пользующихся приложениями для вызова такси). В топ-5 вошли также: «Максим» (8%), «Убер Россия» (5%), «Везет» (3%), Drivee и «Автолига» (по 1%).
Высокая стоимость поездки на такси — главная причина, по которой россияне выбирают альтернативные виды транспорта (60%). В числе внешних барьеров также оказались следующие: «долго ждать и может не приехать» (19%), «грязно, неприятно в салоне автомобиля» (4%), «отсутствие детского кресла» (<1%). Ко внутренним (то есть связанным с убеждениями, опасениями и предпочтениями пассажиров) барьерам эксперты ВЦИОМ отнесли варианты: некуда ездить (19%), удобнее общественный транспорт (18%), сомневаюсь в безопасности поездки (12%), не нравятся неприятные водители (11%), использую личный автомобиль (4%), нет необходимости в данной услуге (1%), большая семья (<1%).
Финансовый аспект лидирует и в критериях выбора такси — чаще всего пассажиры обращают внимание именно на стоимость поездки (76% от числа тех, кто с разной периодичностью ездит на такси, доля группы — 91%). Более половины опрошенных учитывают скорость подачи автомобиля (56%), около трети — организацию, предоставляющую услугу (36%). В числе других важных факторов — способ оплаты (32%), рейтинг водителя (28%), внешний вид машины (26%) и водителя (17%). Наименее значимые критерии выбора такси: марка автомобиля (9%) и наличие у него цветового обозначения такси (8%), наличие у водителя документа о прохождении ТО и медосмотра (по 4%). Не играет роли и то, в чьей собственности автомобиль (3%).
Под безопасностью поездки в такси российские пассажиры (доля группы — 91%) в первую очередь понимают состояние водителя и его навыки вождения, в частности соблюдение ПДД (82%), аккуратную манеру езды (73%), трезвость и здоровый внешний вид водителя (72%).
По оценкам пассажиров такси, за последний год в их населенном пункте скорее ничего не изменилось ни в уровне безопасности и комфорта поездок, ни в работе водителей (72, 73 и 69% соответственно). От 10% до 15 отметили улучшение по этим параметрам, 6—8% — ухудшение. Не изменилось в представлениях опрошенных и техническое состояние автомобилей (63%, по мнению еще 13%, оно улучшилось, по мнению 9% — ухудшилось), а также скорость их подачи (57, 16 и 18% соответственно). Хуже всего ситуация обстоит со стоимостью поездки: по оценкам 66%, она стала менее привлекательной, по оценкам 3% — более привлекательной, тогда как 22% не заметили изменений.
Аналитики ВЦИОМ констатируют, что высокая востребованность услуг такси не гарантирует отсутствие проблем в поездках. Согласно полученным результатам, с проблемами за последний год сталкивались две трети пассажиров такси (66%). В числе самых часто встречающихся ситуаций — водитель приезжал не в то место, куда его вызывали (29%), или вовсе отменял заказ, не приезжая на вызов (29%). Неаккуратное вождение отметил каждый четвертый (25%), опасное нарушение ПДД — каждый седьмой (14%). Кому-то попадались слишком навязчивые и разговорчивые водители (13%), сильно уставшие (7%), непорядочные («запросил оплату поездки выше, чем было оговорено», — 7%), невнимательные («высадил в неудобном месте» — 7%) и даже агрессивные (5%), а кому-то приходилось ждать водителя более 15 минут (10%) или ехать на машине в плохом состоянии (11%).
Абсолютное большинство россиян никак не связаны с работой в этой сфере (97%), восемь из десяти опрошенных также не допускают для себя возможность начать работать/подрабатывать таксистом (81%), показал опрос ВЦИОМ.