Результаты соответствующего опроса представляет Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Эксперты ВЦИОМ отмечают, что если для одних социальные сети — место для развлечения, общения и обмена контентом, то для других — источник заработка, и не только привычных рублей, но и криптовалюты. О таких цифровых деньгах наслышаны почти девять из десяти россиян (87%), в том числе каждый пятый хорошо знает, что такое криптовалюта, а 66% что-то слышали.
Наиболее осведомлены о криптовалюте зумеры — 96%, в том числе каждый третий (35% против 21% среди всех россиян), по собственным оценкам, хорошо разбирается в теме.
В последнее время в «Телеграме» набирает популярность чат-бот Hamster Kombat, дающий возможность заработать криптовалюту HAMS, участвуя в игре. Разработчики уверяют, что токены HAMS впоследствии можно будет вывести и обменять на другие криптовалюты или привычные деньги. В общей сложности знают или что-то слышали о «хомяке» четверо из десяти (42%) наших сограждан, в том числе хорошо знают о нем только 14%. Показатель общей инфомированности значительно выше среди молодежи (86% зумеров, 72% младших миллениалов), тех, кто изначально хорошо знает о криптовалюте (67%), ежедневных пользователей «Телеграма» (62%), жителей обеих столиц и городов-миллионников (53 и 50% соответственно), а также активных интернет-пользователей (62%).
Несмотря на известность Hamster Kombat среди определенных групп, в общем по стране более половины опрошенных (57%) вообще не знают об этом чат-боте. Иными словами, популярность Hamster Kombat носит скорее локальный характер и ограничивается наиболее технологически продвинутыми, молодыми и «цифровизованными» пользователями «Телеграма». В масштабах всей страны его известность пока скорее ограничена.
Процент тех, кто впервые услышал о Hamster Kombat в ходе опроса, выше среди женщин (62% против 52% среди мужчин), россиян старшего возраста (77—78% в поколениях застоя и оттепели), жителей сел (65%) и небольших населенных пунктов (до 100 тыс. человек — 64%), а также предпочитающих телевидение (81%).
Большая часть (58%) осведомленных о чат-боте Hamster Kombat не используют его сами и не знают о том, чтобы кто-то в их окружении использовал его, среди людей старшего возраста показатель достигает 73—85%. Только 8% отметили, что пытаются заработать криптовалюту с помощью «хомяка» (в пересчете от всех опрошенных это 3%). Показатель выше среди молодежи (12% среди зумеров), граждан с неполным средним образованием (16%), жителей городов-миллионников (12%) и крупных городов (500 — 950 тыс. человек — 15%). Ежедневный опыт использования «Телеграма» (10%), высокая информированность о криптовалюте в целом (11%) или активное пользование интернетом (8%) не влияют на интерес к Hamster Kombat.
Еще 9% в группе знающих о чат-боте отметили, что с помощью Hamster Kombat пытаются заработать их родственники, а каждый третий (32%) слышал, что «хомяком» пользуются его друзья. Причем молодежь на таких друзей указывает намного чаще (53% зумеров и 45% младших миллениалов).
Из данных ВЦИОМ следует, что Hamster Kombat пока не получил широкого распространения среди россиян. Несмотря на то, что четверо из десяти наших сограждан знают или что-то слышали о нем, доля тех, кто пытается заработать на чат-боте, остается крайне скромной.
Превратить «игровые» деньги в реальные — звучит как мечта из детства, ведь обычно бывает наоборот. Тем не менее известны отдельные примеры, когда пользователи зарабатывали потенциальную криптовалюту, просто «тапая» по изображению монеты на экране телефона, а потом даже выводили заработанное в привычные деньги. Однако россияне скорее не верят в такую возможность заработать (67%), чем верят (16%).
С большей долей вероятности поверят в реальность заработка криптовалюты в обмен на простые действия, такие как клик на картинку, мужчины (22% против 11% женщин), молодежь (28 — 29% зумеров и младших миллениалов), ежедневные пользователи «Телеграма» (20%), «знатоки» криптовалют (26%) и активные «интернетчики» (21% против 10% среди телезрителей).
Скептично относятся к подобному чаще других женщины (72% против 62% мужчин), старшие миллениалы (76%), граждане с высшим и неполным высшим образованием (71%) и те, кто использует многоканальную модель медиапотребления — интернет и ТВ (72%). Значительная часть россиян затруднились с ответом на этот вопрос (17%), особенно в старшем возрасте (26 и 37% среди поколений застоя и оттепели соответственно), что указывает аналитикам ВЦИОМ на определенную сложность темы криптовалюты.