Что стала значить рыба в жизни россиян

| новости | печать

Исследовательский холдинг РОМИР фиксирует заметное увеличение спроса на охлажденную и замороженную рыбу, в особенности на дорогие сорта, такие как семга и форель.

Эксперты холдинга отмечают, что в 2023 г. россияне все чаще стали переключаться с привычных колбасных изделий и сыров на более разнообразные варианты блюд, например в рамках завтрака, а именно — на «бутерброды» не с колбасой, а чаще с красной рыбой. По сравнению с 2023 г. в текущем году количество потребителей рыбы выросло на 2,7 п.п. Данные РОМИР показывают, что спрос на дорогую рыбу, включая соленую, слабосоленую и подкопченную, возрос на фоне снижения потребления колбасы, твердого-полутвердого сыра и даже мясных деликатесов. Более 76% россиян покупают сырокопченую и сыровяленую колбасу хотя бы раз за год, в то время как красную рыбу — 66,5%. Это говорит авторам исследования о том, что при развитии категории у рыбы есть еще огромный потенциал для развития по количеству покупателей как минимум до уровня сырокопченой и сыровяленой колбасы. Объем покупки (то есть сколько покупается за раз) вырос на 14,3% с апреля 2023 г. по март 2024 г.

Средний чек на сырокопченую и сыровяленую колбасу снизился на 2,7% (2023 — 2024 гг.), в то время как на красную рыбу вырос на 4,4%. Несмотря на то, что средний чек по красной рыбе в 2023 г. был на 85% выше, чем на сырокопченую и сыровяленую колбасу, потребитель готов был платить больше за разнообразие и праздничный элемент в повседневном рационе. Вкусный «бутерброд» с красной рыбой, как показывает статистика, становится символом удовлетворения потребности в разнообразии и удовольствии от еды.

Тренд на потребление красной рыбы усилился и в 2024 г. В этот период россияне стали переключаться на нее даже с мясных деликатесов и варено-копченой колбасы. Средний чек по отношению к сырокопченой и сыровяленой колбасе остается высоким, на уровне 74%.

Однако аналитики РОМИР отмечают, что снижение среднего чека по красной рыбе по сравнению с 2023 г. может быть связано с активным развитием собственных торговых марок (СТМ) и предложением продуктовых сетей выгодных цен по скидкам и промо-акциям. Это позволяет потребителю более часто покупать красную рыбу и разнообразить свой рацион.

Авторы исследования констатируют, что российский рынок аквакультуры активно развивается и это стало значимым фактором для роста потребления рыбы в стране. Россия уже входит в топ-10 мировых рынков лососевых, но потенциал для роста огромен как в абсолютном выражении, так и в уровне потребления на душу населения. В настоящее время этот показатель составляет всего 600 гр. в год (по данным Kontali Analyse, Mowi). Ожидается, что к 2027 г. объем российского рынка вырастет до 183 тыс. т (по данным INARCTICA — крупнейшего производителя аквакультурного лосося и морской форели в России).

Эксперты РОМИР считают важным отметить, что Россия пока значительно отстает от других стран в плане потребления рыбы. Это связано с малоразвитой культурой потребления рыбы из-за отсутствия нужного количества предложений на прилавках магазинов и доступной цены потребителю. А также это отражение функционирования отрасли в целом, которое до недавнего времени (санкции) не уделяло должного внимания потребностям российского покупателя.

Несмотря на это, потребительский спрос на рыбу в России есть, и он растет. 89% россиян покупают рыбу хотя бы раз в два года, что значительно больше, чем тех, кто покупает свинину (87%). Однако низкая частота покупок препятствует более активному потреблению рыбы.

Именно поэтому, констатируют авторы исследования, активно развивается сегмент переработки рыбы. На сегодняшний день на полках магазинов все чаще можно найти разнообразные виды соленой, слабосоленой и подкопченной рыбы, в том числе красных сортов. Это дает потребителю возможность разнообразить свой рацион и сделать его более вкусным и интересным.

Продуктовые сети активно работают над развитием категории рыбы, создавая привлекательные ассортиментные матрицы и формируя красивую рыбную полку. Это является ключевым фактором для привлечения внимания покупателей.

Хотя рыба по-прежнему чаще покупается в специализированных магазинах, она уже активно представлена на полках супермаркетов, минимаркетов и гипермаркетов. Этот факт подтверждает, что покупатель есть, и он готов платить за разнообразие своего повседневного стола.

В заключение эксперты РОМИР делают вывод, что в 2023 — 2024 гг. россияне демонстрируют растущий интерес к потреблению рыбы, в особенности к дорогим сортам, таким как красная рыба. Это связано с желанием разнообразить рацион, получить удовольствие от вкусной и здоровой пищи, а также ощутить вкус праздника в обычный день — насладиться за завтраком бутербродом с красной рыбой. Рынок аквакультуры в России активно развивается, что способствует увеличению доступности и разнообразия рыбы на потребительском рынке.

«Мы видим, что потребительский интерес к рыбе в России растет, и 2024 г. подтверждает эту тенденцию. Красная рыба перестала быть "праздничным" продуктом и все чаще появляется на повседневном столе. Однако, чтобы закрепить этот тренд и развивать отрасль дальше эффективно, производителям и торговым сетям нужно действовать сообща. Спрос есть, но нужно его стимулировать и делать рыбу доступнее. Только таким образом мы сможем закрепить положительную динамику и добиться значительного роста потребления рыбы на душу населения. В противном случае мы рискуем упустить прекрасную возможность», — комментирует Анастасия Джафарова, директор по развитию бизнеса исследовательского холдинга РОМИР.