Как россияне относятся к цифровому рублю

| новости | печать

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты нового мониторингового опроса об отношении россиян к массовому внедрению цифрового рубля.

Эксперты ВЦИОМ напоминают, что уже скоро, в 2025 г., в России планируется массовый запуск цифрового рубля — третьей формы национальной валюты в дополнение к существующим наличным и безналичным денежным средствам. Прошлым летом ВЦИОМ публиковал первые общественные оценки этого решения. Авторы свежего опроса констатируют, что за последний год в уровне информированности и желании «протестировать» новинку мало что изменилось. По мере приближения 2025 г. желающих узнать нюансы пользования цифровым рублем больше не становится.

Согласно полученным данным, о полномасштабном внедрении цифрового рубля с 2025 г. в той или иной степени известно 68% россиян (2023 г. — 70%), в большинстве своем речь идет о тех, кто слышал эту новость, но в подробности не вдавался, — таких среди наших сограждан насчитывается около половины (52%). Фокусированным знанием обладают еще 16%, или каждый шестой; мужчины — вдвое чаще, чем женщины (22% против 11%). Впервые во время самого опроса узнали о введении еще одной разновидности рубля треть наших респондентов (32%).

Максимальный уровень осведомленности зафиксирован в городах — лидерах по уровню цифровизации — Москве и Санкт-Петербурге (85%). При этом около четверти жителей обеих столиц обладают фокусированным знанием о появлении новой формы денег в стране (24% против 12 — 19% в других населенных пунктах).

Чем старше россияне, тем выше уровень общей информированности. Так, среди молодежи 18 — 24 лет о полномасштабном внедрении цифрового рубля в той или иной степени известно каждому второму (50%), среди 35 — 44-летних — 67%, тогда как в самой старшей возрастной группе 60+ лет показатель достигает 77%. Такая же закономерность наблюдается и в случае с образованием: чем оно выше, тем чаще опрошенные что-либо знают о новой цифровой валюте. Уровень фокусированной информированности у россиян с высшим образованием втрое выше в сравнении с теми, кто ограничился получением школьного аттестата / диплома ПТУ (20% против 7%), тогда как общий уровень осведомленности в этих группах составляет 78 и 54% соответственно.

Новой разновидностью национальной валюты хотели бы воспользоваться трое из десяти наших сограждан (31%, 2023 г. — 30%), в том числе только 9% заявили об этом с полной уверенностью. Более чем у половины опрошенных интерес к этому отсутствует (59%, 2023 г. — 58%), еще 10% затруднились с ответом на вопрос.

Потенциальными пользователями цифрового рубля, по мнению аналитиков ВЦИОМ, можно считать мужчин (39% против 24% женщин), россиян с хорошим материальным положением (40%) и горожан (38 — 30% против 24% жителей сел). Доля желающих протестировать новинку также выше среди тех, кому не составит труда разобраться с цифровым рублем, — более технически подкованной молодежи 18 — 24 лет (59%) и активным пользователям интернета (40%). При этом авторы опроса отмечают, что знание о новой форме национальной валюты скорее не отражается на практическом интересе к ней: в группе информированных желание протестировать цифровой рубль озвучили 32%, в группе неинформированных («впервые слышу об этом») — 28%.

Опрос также показал его авторам, что рассуждать о сильных и слабых сторонах новой цифровой валюты россияне пока не готовы. Назвать преимущества цифрового рубля по сравнению с традиционными формами денег (наличными и безналичными) смогли только 17% россиян, еще 52% затруднились с ответом, а 31% вовсе сказали, что они отсутствуют. Чуть лучше обстоит ситуация с недостатками: 33% смогли дать содержательный ответ, затруднились назвать слабые стороны цифрового рубля 61%, тогда как 6% их не видят («нет недостатков»).

О слабом понимании специфики функционирования новой разновидности денег аналитикам ВЦИОМ свидетельствует не только низкая доля содержательных ответов, но и противоречивость аргументов в пользу и против цифрового рубля. Например, его преимуществом в сравнении с традиционными формами денежных средств россияне считают безопасность (4%), тогда как в недостатках лидирует противоположный ответ — возможность взлома / кражи / рост мошенничества (10%). То же касается и доступности — в преимуществах звучит вариант «удобство / легкость использования» (4%), в недостатках — «не всем доступно / люди старшего поколения не смогут пользоваться» (2%). Вариант «контроль» (с разной коннотацией) вовсе фигурирует как в достоинствах, так и в недостатках цифрового рубля (4 и 5% соответственно), показал опрос ВЦИОМ.