Эксперты банков ВТБ, «Открытие» и компании «Автомаркетолог» проанализировали данные регистраций новых машин в ГИБДД и определили регионы с наибольшей долей электромобилей.
В абсолютном выражении первое место по продажам электрокаров (гибридные авто не учитывались) занимает столица. По итогам семи месяцев 2024 г. в Москве были зарегистрированы более 4,6 тыс. новых машин с электродвигателем. На втором месте с заметным отрывом от лидера — Московская область (867 единиц). Третий результат демонстрирует Санкт-Петербург, жители которого приобрели за январь — июль 707 электромобилей. Топ-5 самых крупных рынков сбыта новых «электричек» дополняют Краснодарский край (705 авто) и Калининградская область (391).
В целом по России продажи новых электромобилей по итогам семи месяцев составили более 11,7 тыс. штук, что более чем вдвое превышает прошлогодний результат.
Лидерскую позицию в сегменте занимает Zeekr — бренд, который официально не представлен на нашем рынке и поставляется по каналам параллельного импорта. За январь — июль россияне приобрели около 5 тыс. электромобилей этой марки против 448 единиц за аналогичный период прошлого года. Второе место у российского бренда Evolute, показавшего небольшой спад продаж к 2023 г. — с 1034 до 883 штук соответственно. Третью позицию занимает Volkswagen (860 автомобилей, годом ранее — 1116 машин). Четвертым стал «Москвич», показавший рост год к году со 176 до 789 единиц. Замыкает топ-5 марок рынка «электричек» американский бренд Tesla: за семь месяцев 2024 г. проданы 534 новых «Теслы» против 760, реализованных годом ранее.
«Модельный ряд электрокаров расширяется, государство стимулирует интерес к такому транспорту, поэтому, конечно, спрос россиян на “электрички” растет. Если смотреть на брендовый состав, можно сделать вывод, что этот сегмент рынка пополняется за счет параллельного импорта. В первой десятке большую представленность имеют китайские автопроизводители: четыре бренда из десяти — это марки из КНР. На долю российских электрокаров приходится 14% от всех проданных за семь месяцев “электричек”», — комментирует вице-президент, начальник партнерских продаж автокредитов ВТБ Владимир Высоцкий.
Он добавляет, что в условиях повышенного спроса россиян на электротранспорт задача участников рынка быть не только проводниками инициатив государства, но и усиливать их собственными проектами. Например, ВТБ предлагает клиентам сниженную ставку по автокредитам при покупке электрокаров. Данное предложение доступно в том числе клиентам интегрируемого банка «Открытие». Для заемщиков, планирующих приобрести машину, это предложение является дополнительным стимулом сделать выбор в пользу электрического транспорта.
«Несмотря на заметный рост продаж электромобилей, такие машины все еще занимают небольшую долю в объеме всего авторынка, — отмечает исполнительный директор “Автомаркетолога” Татьяна Акимова. — По итогам семи месяцев 2024 г. доля электрокаров составила 1,4% от всех продаж новых авто в России. Эта доля немного выросла относительно аналогичного периода прошлого года, когда она составляла 1,1% от всех проданных авто»