Всероссийский союз страховщиков (ВСС) напоминает, что с 1 сентября 2024 г. вступает в силу Федеральный закон № 278-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий распространение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) на перевозки легковыми такси.
К настоящему времени страховое сообщество готово к осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков легковыми такси. Об этом сообщил президент ВСС, Российского союза автостраховщиков (РСА) и Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Евгений Уфимцев.
Закон был принят 24 июня 2023 г., более года назад, но вступает в силу 1 сентября этого года, и к этой дате таксистам необходимо оформить полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Он должен защитить клиентов во время поездки. Так, в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажиров такси возмещение будет выплачиваться из лимита не 500 тыс. руб., как по ОСАГО, а из расчета 2 млн руб. по ОСГОП. В ВСС отмечают, что сегмент такси на текущий момент продолжает оставаться довольно аварийным. Так, по данным Банка России, частота страховых случаев по полисам такси по итогам 2023 г. в 6,6 раза выше, чем по полисам на другие легковые машины.
Также ВСС напоминает, что закон, регламентирующий необходимость наличия разрешения на перевозку легковыми такси, был принят 29 декабря 2022 г. и вступил в силу 1 сентября 2023 г. (Федеральный закон № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»), то есть необходимость наличия разрешения для осуществления деятельности по перевозке легковыми такси была установлена ранее, и это разрешение необходимо таксистам, осуществляющим законные перевозки, вне зависимости от сроков вступления в силу Федерального закона № 278-ФЗ.
У перевозчиков, получивших разрешение на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковыми такси до 1 сентября 2024 г., есть 60 дней начиная с 1 сентября 2024 г. на заключение договора ОСГОП и представления информации о нем в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В случае отсутствия у перевозчика договора ОСГОП и данных о нем в региональном реестре перевозчиков легковым такси это будет рассматриваться как нарушение, и действие разрешения на перевозку легковым такси будет приостановлено, а через 30 дней — аннулировано.
«Важно понимать, что разрешение для осуществления деятельности по перевозке легковыми такси у перевозчиков должно быть согласно № 580-ФЗ, который был принят ранее, а вступление в силу федерального закона № 278-ФЗ обязывает перевозчиков иметь полис ОСГОП в дополнение к этому требованию, которое уже существовало. Вместе с тем полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков легковыми такси станет важным инструментом защиты пассажиров такси и позволит значительно улучшить их финансовую защиту в случае причинения вреда их жизни или здоровью. Согласно предварительным расчетам Всероссийского союза страховщиков (ВСС), новый вид страхования обойдется пассажиру в 52 копейки на каждую поездку, а стоимость полиса обязательного страхования ответственности владельца такси перед пассажирами составит в среднем около 2,5—3,5 тыс. руб. в год», — отметил Е. Уфимцев.
Он добавил, что покрытие по ОСГОП — единое, тарифы устанавливаются ЦБ в пределах тарифного коридора. Границы стоимости полиса ОСГОП для такси рассчитаны по установленному Банком России тарифу и будут составлять от 1,3 тыс. до 5,4 тыс. руб. в год в зависимости от индивидуальных рисков перевозчика. На фоне дохода водителя такси, который может составлять около 260 тысяч руб. в месяц, согласно публичным исследованиям, полис на год по цене около 3 тыс. руб. не будет являться нагрузкой.
Таким образом, по мнению страхового сообщества, основания для переноса вступления в силу Федерального закона № 278-ФЗ отсутствуют. Напротив, важно, что пассажиры очень популярного, но и очень высокорискового общественного транспорта — такси — получат такие же финансовые компенсации, как пассажиры автобуса, по той же простой процедуре, не требующей сбора большого количества справок и документов.