Такой опрос среди россиян провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Эксперты ВЦИОМ (www.wciom.ru) отмечают, что деятельность крупных предприятий неразрывно связана с регионами их присутствия. Социальная ответственность бизнеса предполагает, что компании, наряду с извлечением прибыли, должны учитывать интересы общества и вносить вклад в его развитие. Например, инвестировать в социальную инфраструктуру, защиту окружающей среды или поддержку социально незащищенных групп.
Опрос россиян показал, что осведомленность населения о социальной ответственности бизнеса в регионах остается умеренной, около половины граждан (47%) знают или что-то слышали о соответствующих проектах крупных предприятий. Показатель информированности примерно одинаков у мужчин и женщин (46 и 49% соответственно) и россиян разных возрастов (45 — 50%), но заметно выше среди жителей самого «промышленного» федерального округа — Уральского (65%). Жители населенных пунктов, вблизи которых расположены крупные промышленные объекты, в 1,5 раза чаще осведомлены о социальных инициативах местных предприятий по сравнению с теми, кто не проживает вблизи таких производств (54% против 36% среди тех, кто не живет вблизи крупных предприятий).
Чем выше уровень образования, тем чаще люди знают о социальной деятельности крупных предприятий своего региона (52% среди граждан с высшим или неполным высшим и 30% среди имеющих неполное среднее образование).
Чаще всего те, кто в курсе социальной деятельности крупных предприятий своего региона, припоминали проекты в сфере развития социально значимых объектов и благоустройства — 69% ответов, в частности речь идет об обустройстве дворов, парков, детских площадок, скверов (27%), строительстве и ремонте дорог (14%), детских садов и школ (7%), спортивных объектов (6%), объектов здравоохранения, культурно-досуговых объектов (по 5%), а также домов (4%). Заметно реже опрошенные называли проекты в сфере социальной поддержки и досуга — 19% ответов, куда были отнесены социальная помощь, массовые культурные мероприятия, обучение новым профессиям и прочее. Еще реже в ответах звучали направления, связанные с экономикой региона, — 11%, а именно развитие промышленности, создание новых рабочих мест, развитие сельского хозяйства и животноводства, уплата налогов. 7% опрошенных отметили проекты, направленные на поддержку участников СВО и членов их семей: гуманитарную и волонтерскую помощь, развитие оборонных предприятий. Реже всего в числе социально ответственных проектов предприятий упоминались экологические проекты — 4% ответов (экология, субботники).
Таким образом, делают вывод аналитики ВЦИОМ, наиболее заметны для населения «осязаемые» социальные проекты, которые напрямую связаны с улучшением инфраструктуры и благоустройством городской среды.
Рейтинг запросов россиян на социальную деятельность крупных предприятий возглавляет поддержка медицины, об этом сказал каждый второй (51%). Второе место у варианта «поддержка образования, профессиональной подготовки» — 37%, третье — у благоустройства дворов, парков, улиц (31%), почти столько же набирает помощь нуждающимся, уязвимым группам населения (30%). Четверть опрошенных (27%) полагают, что наиболее полезными были бы экологические инициативы, еще 19% сделали акцент на популяризации здорового образа жизни. Реже в ответах звучали такие направления, как наука и технологии (15%), культура (12%).
Проведя сопоставление социальных проектов, о которых знает население, и запросов на деятельность крупных предприятий, авторы опроса выявили следующие расхождения:
Наиболее заметные для людей проекты связаны с развитием социальной инфраструктуры и благоустройством (69% от числа тех, кто знает о такой деятельности предприятий), в то время как в запросах населения эти направления занимают лишь третье место (31%).
Напротив, поддержка медицины и образования, которые являются приоритетными для большинства россиян (51 и 37% соответственно), гораздо реже упоминаются в качестве реализуемых предприятиями социальных инициатив.
Запрос на экологические проекты можно назвать выраженным (27%), при этом такие проекты крайне редко фигурируют в ответах тех, кто знаком с социальной деятельностью компаний (лишь 4%).
Помощь социально уязвимым группам, которую отмечают 30% респондентов, совсем не входит в число наиболее заметных для населения направлений корпоративной социальной ответственности.
Эксперты ВЦИОМ констатируют, что существует расхождение между тем, на чем фокусируется социальная деятельность предприятий (или, точнее, какая деятельность заметнее), и запросами граждан. Этому авторы опроса видят два возможных объяснения: или предприятия действительно не «попадают» в запросы населения, или недостаточно освещают свою деятельность в медийном пространстве, из-за чего люди замечают только то, что у них «перед глазами», — инфраструктуру и благоустройство.
Женщины заметно чаще мужчин говорят о проектах в сфере медицины (56% против 46%) и экологии (31% против 22%), мужчины же чаще фокусировались на поддержке науки и технологий (19% против 11%).
Каждый второй молодой человек 18 — 24 лет (45% против 30% среди всех россиян) полагает, что предприятия должны в первую очередь реализовывать проекты помощи нуждающимся — бездомным, инвалидам, сиротам и другим.
Чем моложе опрошенные, тем чаще они выбирали вариант «поддержка науки и технологий» (26% среди 18 — 24-летних и 10% в старшей когорте).
Запрос на развитие и поддержку предприятиями проектов в сфере образования, профессиональной подготовки более выражен в столицах и городах-миллионниках (43% против 31% на селе). Жители Москвы и Санкт-Петербурга также чаще говорили о поддержке науки и технологий (27% против 15% среди всех россиян).
Ожидания населения от социальной ответственности бизнеса носят ярко выраженный общественный, а не корпоративный характер. Большая часть россиян (61%) уверены, что социально значимые проекты крупных предприятий должны быть ориентированы прежде всего на всех местных жителей. Адресная помощь уязвимым группам звучит в ответах в два раза реже (28%), работникам предприятий и членам их семей — в три раза реже (21%). То есть, указывают аналитики ВЦИОМ, социальная ответственность воспринимается как ответственность перед всем местным сообществом, а не только перед уязвимыми группами или сотрудниками компании.
Более высокий запрос на помощь работникам предприятий и их семьям наблюдается среди граждан активного трудоспособного возраста (25 — 59 лет — 23—27% против 15% среди 18 — 24-летних и 14% среди граждан старше 60 лет). Это, полагают авторы опроса, может объясняться более тесной идентификацией этой категории населения с предприятиями как работодателями. Это мнение также ближе тем, кто живет вблизи крупных промышленных предприятий (24% против 15% среди тех, у кого рядом нет таких объектов).
Молодежь до 24 лет, те, кто с большой долей вероятности еще не работает, а учится, чаще отмечают, что предприятия должны распространять социальную деятельность на всех местных жителей (72% против 61% среди всех россиян), то есть им ближе «общественный» вариант социальной ответственности бизнеса, констатируют эксперты ВЦИОМ.