В материалах, опубликованных Счетной палаты, напоминается, что развитие туризма – одно из приоритетных направлений госполитики. На исполнение задач в этой сфере были направлены различные меры поддержки, в том числе реализуется федеральный проект «Развитие туристической инфраструктуры». Проверка СП показала, что в 2021-2023 гг. на реализацию мероприятий в рамках этого проектам направлено 110,5 млрд руб.
Нецелевого использования бюджетных средств федеральные контролеры не установили, но пришли к выводу, что должна быть повышена результативность деятельности исполнителей проекта – Минэкономразвития, Минстроя, а также АО «Корпорация Туризм. РФ» и отдельных субъектов РФ. Анализ показал, что на момент проверки план по стратегии выполнялся не в полном объеме, а часть поручений президента по итогам Госсовета не исполнены в первоначально установленный срок.
Артем Бондаренко, независимый директор, директор по стратегическому маркетингу рассказал «ЭЖ», что видит несколько причин, которые в совокупности мешают в реализации планов по развитию туристических объектов. В первую очередь российский рынок труда испытывает кадровый голод. Строительная отрасль всегда была в этом плане чувствительной, а с начала СВО проблема нехватки рабочий силы особенно обострилась. Ведь часть трудовых ресурсов ушла на СВО – строить попросту некому.
«Уходит на СВО и часть управленческого состава туристических регионов, о чем нас постоянно оповещают СМИ. Например, добровольцем отправился на спецоперацию бывший мэр Краснодара, – напомнил эксперт. Новый состав управленцев, возможно, не предусмотрел риски, вовремя не отреагировал на новые вызовы либо просто физически не успел сменить стратегию реализации программы».
По словам А. Бондаренко еще один тормозящий фактор кроется в том, что фокус строительной отрасли сместился в сторону восстановления и строительства новых регионов. Значительные силы брошены туда, а туристическое направление развивают по остаточному принципу. Свою роль, по мнению эксперта, играет и нехватка денег на реализацию всех планов проекта по развитию туризма. Реальная инфляция цен выше, чем ее представляют официальные отчеты.
Доцент кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин, отвечая на вопросы «ЭЖ» напомнил, что на фоне роста спроса на внутренний туризм, отдых для туристов в России за год подорожал на 14%. «По нашему мнению, проблему высоких цен на туристические продукты следует решать, в том числе за счет строительства новых современных отелей, для увеличения номерного фонда, и соответственно роста конкуренции между основными участниками рынка, при условии сохранения комплекса мер государственной поддержки отельеров», - сказал эксперт.