Социальный заказ с 2025 г. будет действовать по всей стране без ограничений. Законопроект об этом одобрен на заседании Правительства России, сообщил Минфин. Как уточнили в ведомстве, возможность реализации соцзаказа на всей территории России обоснована успешными результатами апробации указанного механизма с 2020 по 2024 гг.
Комментируя «ЭЖ» готовящиеся изменения, Ольга Борисова, доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ напомнила, что социальный заказ был введен в июле 2020 г. Он представляет собой документ, устанавливающий основные показатели, характеризующие качество оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, объем оказания услуг, категории потребителей услуг, способ определения исполнителя.
Введение подобной формы заказа предоставляет возможности бизнесу принять участие бизнесу в оказании социальных услуг населению наравне с бюджетными организациями. Первоначально механизм был запущен в 16 регионах, в 2022 г. их количество увеличилось до 34. «С момента запуска ФЗ существенно расширились география и объем предоставляемых услуг. За 2022 г. количество услуг увеличилось в 4,7 раза до 114, а количество получателем услуг в 1,3 раза до 5 млн чел. По разным видам услуг темпы роста различны. В сфере спортивной подготовки прирост количества услуг соцзаказа за 2021-2024 гг. составил 36,28 раз», – отметила О. Борисова.
Для участия в программе бизнесу необходимо пройти конкурсный отбор или использовать социальный сертификат. Отметим, что сертификат реализуется исключительно в электронной форме. С июня 2024 г. выбор исполнителя осуществляется на едином портале государственных и муниципальных услуг. Подобные изменения приводят к формирования нового для бизнеса рынка, освоение которого позволит получить дополнительную прибыль.
В ряде регионов РФ накоплен успешный опыт работы бизнеса по социальному заказу при обслуживании населения на дому, оказании услуг по реабилитации, туристическому обслуживанию, образованию и др.
По мнению О. Борисовой, для минимизации проблем в сфере соцзаказа необходимо:
- учесть накопленный опыт 2021-2024 гг.,
- уточнить критерии к услугам, которые реализуются при использовании соцзаказа,
- скорректировать систему контроля за получателями услуг и компаниями их предоставляющими.