Вопреки общим трендам. Почему падает спрос на грузовики

| новости | печать

По данным АО «ППК», которые опубликовал Минпромторг, в январе-августе 2024 г. на территории РФ реализовано 1 173 614 новых автомобилей (до 3-х лет), что на 52% больше показателей аналогичного периода прошлого года (773 235 шт.). При этом рынок новых автомобилей отечественного производства превысил 516 тыс. шт., что на 32% больше показателей января-августа 2023 г.

Объем рынка в сегменте легковых автомобилей составил 994 644 шт. (+63% к аналогичному периоду прошлого года), в сегменте легких коммерческих автомобилей – 84 025 шт. (+37% к аналогичному периоду прошлого года), в сегменте автобусов – 13 619 шт. (+12% к аналогичному периоду прошлого года).

А вот в сегменте грузовых автомобилей объем рынка напротив сократился – 81 326 шт. (-10% к аналогичному периоду прошлого года). «ЭЖ» попросила экспертов объяснить, чем обусловлено сокращение сегмента грузовиков.


Комментарий эксперта

Падение спроса на рынке грузовиков связано с несколькими основными факторами. Прежде всего, это проблемы с международными расчетами, которые усугубились летом – с июня 2024 года переводы между контрагентами из России в КНР могут идти до 2-х месяцев, из-за чего деньги могут «зависнуть». В результате автодилеры не могут своевременно оплатить поставку машин и запчастей.

Это все прямо влияет на себестоимость автомобилей в России.

Также рынок грузовых авто сжимается еще и по той причине, что цены на новые авто непрерывно растут, а текущая ситуация и небольшие показатели рентабельности, зачастую не позволяют приобрести новую автотехнику. Поэтому с экономической точки зрения выгоднее получается ремонтировать, например, имеющийся парк европейской надежной грузовой техники, чем покупать новые пока не вполне стабильные по качеству китайские грузовики, особенно учитывая специфику российских автодорог в некоторых регионах России.

Кроме того, на фоне роста цен на автомобили как в легковом, так и грузовом сегменте авторынка, представителям малого и среднего бизнеса, например, как правило, выгоднее брать грузовые авто и спецтехнику в лизинг, чем сразу покупать за полную сумму.

Комментарий эксперта

В августе на российском рынке было продано 10,9 тысяч грузовых автомобилей, что на 32,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом объем продаж в сегменте грузовиков снизился всего на 3,9%, по сравнению с июлем, что свидетельствует о наличии стабильного спроса. Дефицита грузовых автомобилей в России нет, но значительную долю на рынке занимают китайские бренды, в том числе SITRAK, Shacman, Dongfeng и FAW. Отечественные производители, кроме KAMAZ, пока не могут составить конкуренцию зарубежным компаниям, поэтому нуждаются в дополнительной защите от государства. В среднем россияне покупают 12-13 тысяч новых грузовиков за месяц, но в августе прошлого года было продано почти 16 тысяч автомобилей, что указывает на резкое снижение рынка. Но сравнение уровня продаж в другие периоды демонстрирует стабилизацию спроса в сегменте.