До чего доводит кадровый голод. Компании стали чаще брать удаленных работников

| новости | печать

Кадровый голод привел к увеличению числа компаний, практикующих удаленку, следует из данных опроса сервиса SuperJob. 

К осени число компаний, предлагающих удаленную работу, увеличилось на треть по сравнению с началом лета. Основные причины роста – нехватка кадров и аномально высокая температура этим летом. В настоящее время 44% организаций разрешают своим офисным сотрудникам выполнять задачи из дома. В Москве и других регионах цифры чуть выше (43% и 45% соответственно), тогда как в Санкт-Петербурге этот показатель составляет 39%.

Доля работников, трудящихся удаленно, также немного возросла, хотя удаленная работа по-прежнему остается привилегией: в июне лишь 4% работодателей позволяли своим сотрудникам работать в формате home-office, а сейчас этот показатель увеличился до 11%.

Только 3% компаний имеют сотрудников, работающих за границей, причем в Москве этот параметр выше, чем в Санкт-Петербурге и регионах (6%, 2% и 3% соответственно).

Чаще всего удаленно работают IT-специалисты. На втором месте находятся работники отделов продаж и клиентского сервиса, а на третьем — бухгалтеры. Также дистанционно трудятся инженерно-технические работники, HR-специалисты, сотрудники кол-центров и юристы.

Почему кадровые службы не справляются с дефицитом персонала, расскажет эксперт.

Мнение

Светлана Гусева, руководитель департамента управления персоналом «ТН Диджитал компании Технониколь»

Почему компания испытывает кадровый голод?

Причины кадрового голода все же носят комплексный характер. Кадровый вопрос зависит от стратегического планирования, причем на разных уровнях, включая государственный. На него влияет работа служб занятости, система внутренних управленческих процессов в компании, ну и в целом общеэкономическая ситуация в стране и изменения в обществе. Последние происходят с такой скоростью, что успевать за ними все сложнее.

Возвращаясь к службам занятости, то их функция в последнее время не сильно изменилась. Они скорее выполняют роль статистов. С учетом того персонала, который работает в этих центрах, сделать из них что-то другое будет сложно. Если у них не хватает компетенций, то компетенции придется вынести за периметр данных центров. У нас уже сейчас есть кейсы, когда Минцифры принимает активное участие во взаимодействии и с работодателями, и с кандидатами, и со студентами.

Что не так со службами персонала?

Эффективность служб персонала внутри компании зависит от внутренних управленческих процессов, на которые кадровая служба не всегда может повлиять. Наряду с этим бывают ситуации, когда в компании не до конца оценивают рыночные условия, это происходит часто не на уровне HR-специалистов, а на уровне руководителей, которым сложно принять, например, темпы роста заработных плат. Кому-то сложно отказаться от устаревших шаблонов и неактуальных требований. Есть проблема с квалификацией специалистов по персоналу. Катастрофически не хватает специалистов, готовых подхватить вопросы цифровой трансформации. Нужно время, чтобы их обучить, переориентировать. Социальные программы как правило ориентированы на краткосрочные перспективы и ограничены стратегической устойчивостью самой компании. Если компания может предложить ДМС, она это делает. Конкурировать с другими работодателями в этой области будет сложно: всегда будет тот, кто предлагает больше.

Сложности выбора: стандартные решения vs новые горизонты

Решая проблему кадрового голода, работодателю важно рассматривать все варианты: привлекать сотрудников на аутсорсинге для решения локальных задач. Условно говоря, создание сайта выгоднее заказать у внешнего подрядчика, чем нанять в штат ИТ-специалиста под эту задачу. Можно привлекать специалистов на проектные задачи. Резюмируя, отмечу, что справиться с кадровым голодом можно только при помощи комплекса мер. Центрам занятости в регионах нужна поддержка государства, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Назрела необходимость по изменению внутренних процессов управления в компаниях. Важно также учитывать текущие демографические и культурные изменения. Это значит, что без цифровизации решать кадровый вопрос уже будет невозможно, то есть часть каких-то функций необходимо автоматизировать просто для того, чтобы не испытывать кадровый голод.