Разработку и внедрение инноваций в 2023 г. осуществляла каждая шестая компания (16,9 против 15,6% в 2022 г.) из отрасли промышленного производства. Главным драйвером роста стали обрабатывающие отрасли (22,5%). Это, с одной стороны связано господдержкой, с другой — ростом спроса на российскую продукцию. Об этом говорят данные анализа официальной статистики, который провел Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.
Больше всего инновациями уделяют внимание в высокотехнологичных секторах: производстве компьютеров (49,5%), летательных и космических аппаратов (48%). Серьезный рост (на 2,5–4,2 п.п.) эксперты заметили в среднетехнологичных секторах высокого уровня: производстве машин и оборудования (до 42,9%), автотранспорта (до 38,5%), кокса и нефтепродуктов (до 28%), лекарственных средств и материалов (до 27,6%). Вместе с тем он происходит (на уровне от 2,5 до 6,3 п.п.) и в менее технологичных отраслях: производстве бумаги (до 19,4%), пищевых продуктов (до 16,7%) и напитков (до 16,4%), др.
Одновременно растут финансовые вложения организаций в инновации: в прошлом году объем текущих и капитальных затрат на инновационную деятельность составил 3,5 трлн руб., что на четверть больше уровня 2022 г. в постоянных ценах. Рост затрат во многом связан с импортозамещением высоких технологий, а именно обновлением машин и оборудования, ПО и прочих ИТ-продуктов.
Значительное увеличение расходов на инновации (в 1,3–2,5 раза) в отраслях с высоким потребительским спросом. Среди них: выпуск напитков, мебели, кожи, текстильных, готовых металлических изделий, машин и оборудования, электрооборудования, компьютеров, химических продуктов и др.
Реагируя на возросший спрос, в 2023 г. российские компании активно увеличивали выпуск инновационных товаров и услуг. Объем продукции, включая новые товары и те, что претерпели значительные технологические изменения, достиг 8,3 трлн руб., в то время как в 2022 г. этот показатель составлял 6,4 трлн руб. Это наиболее впечатляющий результат за последние пять лет.
Рост интереса к инновациям в российских компаниях обусловлен необходимостью адаптации к быстро меняющимся условиям рынка и потребительским ожиданиям. На фоне глобальных изменений и санкционных ограничений развитые отрасли стремятся к созданию конкурентоспособной продукции, что влечет за собой необходимость внедрения новых технологий и идей. Важно роль в стимулировании инновационной активности играет и господдержка.
Ранее ученые провели исследование, которое показало, что бизнес планирует наращивать инвестиции в НИОКР, но рассчитывает на поддержку государства в этом вопросе.
Подробнее об этом здесь
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить важное t.me/pro_the_economy