Исламский банкинг добавит стабильности российской экономике

| новости | печать

Минфин и Банк России разрабатывают целевые показатели развития для отрасли партнерского финансирования. Об этом рассказал директор Департамента финансовой политики Алексей Яковлев в рамках Российского исламского экономического форума «Россия — гарант партнерства».

Говоря об эксперименте по развитию партнерского финансирования, чиновник отметил, что «отрасль исламского банкинга или партнерского финансирования формировалась долгие годы. Поэтому для того, чтобы правильно и системно имплементировать нормы, которые уже признаны на международном уровне, и был выбран формат эксперимента. Для его успешного проведения нужно ставить какие-то показатели и цифры. Эти метрики должны в совокупности характеризовать то, как у нас развивается в целом данная отрасль». 

По его словам, сейчас готовится акт Правительства, где найдут отражение метрики и мониторинговые показатели по рынку партнерских финансов, на что можно ориентироваться.  «На сегодняшний день мы для себя поставили совместно с Банком России и участниками рынка задачу реализовать за год ключевые направления. Во-первых, это популяризация этого продукта, развитие финансовой грамотности. Потому что сегодня, даже с точки зрения терминологии, многие нас спрашивают про исламский банкинг и партнерское финансирование — тождественные понятия эти, либо они чем-то различаются?», — сообщил А. Яковлев.  

Он также рассказал, что большцю работу планируется проделать в сфере финансовой грамотности. Так, в скором времени будет запущен раздел по партнерским финансам на портале «Мои финансы» — это федеральный ресурс по финансовой грамотности. Вместе с тем, будет уделяться внимание образованию и подготовке специалистов в этой сфере.  

«Далее это законодательные изменения. И конечно, стоит нам отдельно поработать вопрос стандартизации таких продуктов, потому что уже есть наработанная практика, которую можно было бы имплементировать в наше регулирование, чтобы это был рабочий институт, признаваемый всеми», — сказал в рамках выступления директор департамента.

Подписывайтесь на телеграм-канал «ЭЖ»

Мнение

Равиль Асмятуллин, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова

Если речь идет о российской экономике, я бы сказал, что исламские финансы должны не конкурировать с традиционными, а грамотно их дополнять, особенно в текущей сложной экономической ситуации. Исламские финансы требуют, чтобы транзакции обязательно были обеспечены материальными активами, отказываясь от спекулятивных инструментов. Это приближает такую модель к реальной экономике. Большинство причин, провоцирующих финансовые кризисы, запрещены в шариате. Поэтому внедрение и развитие исламских финансов наряду с традиционными внесет вклад в повышение стабильности и укрепление финансовой системы России, поможет сгладить экономические колебания.

В условиях санкций и ограничения доступа на западные финансовые рынки, исламская модель может стать способом расширения внешнеэкономического сотрудничества России и доступа к альтернативным источникам финансирования – рынкам арабских стран (особенно Персидского залива) и стран Юго-восточной Азии. Опыт некоторых западных стран (особенно Великобритании, а также Люксембург, Швейцария и другие) показывает, что исламские финансы могут хорошо вписаться в светскую финансовую систему даже в странах, традиционно не считающихся мусульманскими. Более того, большинство пользователей услуг исламских банков или окон не являются мусульманами.

Центром и драйвером развития исламских финансов в России можно назвать республику Татарстан. Татарстанский банк Ак Барс в 2011 г. закрыл сделку по привлечению 60 млн долларов США. А в 2013 г. – еще 100 млн долл. Сделки были реализованы по модели мурабаха. Ак Барс стал первым банком на территории СНГ, совершившим подобную сделку. Сейчас в Ак Барс, например, доступа исламская ипотека, однако пока в тестовом формате. Финансовый дом «Амаль», также базирующийся в Татарстане, предлагает услуги по инвестированию по Шариату. Среди главных препятствий для развития исламских финансов называют законодательство, которое не дает возможность реализовать исламские финансовые продукты по конкурентной стоимости, например для торговых сделок; а также недостаточность кадров для отрасли, которая в России только формируется (крайне медленно).