Наметился переход леспрома к глубокой переработке

| новости | печать

Объем перевозимой древесины за 9 месяцев 2024 г. увеличился на 12%. Об этом сообщил Рослесхоз. По данным ведомства, за 3 квартала текущего года общий объем перевозимых лесоматериалов составил 308,5 млн м3. За аналогичный период прошлого года лесовозы транспортировали 274,5 млн м3 древесины. В топ-5 регионов по количеству перевозимых лесоматериалов за 9 месяцев 2024 г. вошли: Иркутская область, Красноярский край, Архангельская и Вологодская области, Республика Коми.

 «В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение объема перевозимой древесины, что показывает переход лесопромышленного комплекса к глубокой переработке внутри страны. Также у нас растет и количество сформированных электронных сопроводительных документов, что говорит о сокращении серых схем при обороте древесины», – сообщил начальник Управления развития информационных систем и государственного лесного реестра Рослесхоза Петр Микка. Он напомнил, что с помощью электронного сопроводительного документа возможно отследить весь путь древесины – от делянки до мест складирования или переработки.

Подписывайтесь на телеграм-канал «ЭЖ»

Комментарий эксперта

В 2024 г. продолжают действовать несколько факторов, влияющих на развитие лесопромышленного комплекса, именно они определяют тренды.

Ключевые факторы: рост контроля государства за использованием лесных ресурсов; политика, направленная на углубление переработки за счет требований максимально полно использовать древесину с вырубки; продолжающееся действие незаконных ограничительных мер недружественных государств (санкции), затрудняющие экспорт; вследствие санкций — рост конкуренции внутри страны и, одновременно, возникновение стимула для углубления переработки, чтобы производить более конкурентоспособную и дорогую продукцию.

Первый сегмент, где растет глубина переработки — это сегмент владельцев и предприятий, и аренды участков. Здесь давление государства приводит к тому, что производство, принадлежащее владельцу или арендатору леса, быстро осваивает новую номенклатуру, обновляет станочный парк, внедряет автоматизацию, вплоть до инструментов сканирования дефектов древесины. Именно автоматизация и использование технологий ИИ (машинное зрение, нейронные сети) могут дать небольшим предприятиям фору. Гибкость менеджмента и совпадение ролей «владелец»/«управленец» при доступности новых технологий компенсирует ограниченные возможности капитальных вложений.

Второй сегмент — это средние и крупные предприятия, осуществляющие модернизацию. Ее цели — рост производительности и гибкости производства, высвобождение дефицитного персонала для ключевых участков. Они также достигаются за счет автоматизации и переориентирования вспомогательных производств на работу для внешних заказчиков.

Мы на практике внедряем машинное зрение в виде сканеров пиломатериалов и видим резкий рост спроса на нашу продукцию среди малых и средних предприятий. В нашем сегменте автоматических линий торцовки, выявляющей дефекты с помощью сканера российского производства, мы с осторожностью и большой радостью можем говорить о новом тренде — «импортовытеснении»!

Потенциал российских производителей еще не раскрыт, защита отечественного рынка и программы субсидирования закупок оборудования могут помочь вырасти новому сегменту машиностроения — деревообрабатывающим линиям с использованием ИИ (машинное зрение, цифровые двойники, автоматизированное управление и прогностика).