В Москве прошел крупнейший страховой форум «Лидеры страхового рынка»

| мероприятия партнеров | печать
В Москве прошел крупнейший страховой форум «Лидеры страхового рынка»

Открыл деловую программу президент ВСС Евгений Уфимцев. Он отметил важность создания здоровой конкурентной среды на рынке: «Должны быть созданы такие условия, чтобы абсолютно разные его игроки могли полноценно работать на рынке». Евгений Уфимцев также отметил, что в ближайшем будущем ВСС видит серьезный прорыв для рынка в области электронного урегулирования и использования ИИ. Отдельно президент ВСС рассказал о потенциальных драйверах рынка: «Мощный драйвер – короткие полисы. Мы считаем, что это отдельный серьезный сегмент, первым значимым клиентом которого стало такси».

Статистикой и прогнозами развития страхового рынка поделился с участниками Александр Сараев, первый заместитель генерального директора «Эксперт РА». Он отметил, что, несмотря на непростую экономическую конъюнктуру, порядка 85% страховых компаний позитивно оценивают перспективы отрасли. «По оценке агентства, в 2024 году рынок достигнет 2,7 трлн рублей. Основные драйверы – сегменты страхования жизни, ДМС и автокаско. На наш взгляд, автокаско по итогам года покажет прирост в 20%, ДМС – 25%, и они продолжат расти хорошими темпами в 2025 году. Что касается страхования жизни, то, учитывая эффект базы и потенциальное влияние отмены налоговых льгот и конкуренции с ПДС, падение темпов роста будет существенным. Мы ожидаем, что общая динамика рынка в 2025 году замедлится примерно в два раза».

Пленарная сессия форума была посвящена последним тенденциям на страховом рынке, вопросам потребительской ценности продуктов, а также структуре и каналам продаж. В начале спикеры обсудили текущую динамику рынка и прогнозы его развития. Модератором сессии выступил Павел Самиев, генеральный директор АЦ «БизнесДром», председатель Комитета по финансовым рынкам ОПОРЫ РОССИИ.

О ключевых тенденциях и конкуренции, которая складывается на рынке, рассказал Сергей Цикалюк, председатель Совета директоров Страхового Дома ВСК: «Мы четко понимаем, что если компания не входит в финансовую группу и не имеет кэптивного банка, то в страховании жизни будет сложно добиться тех же результатов, каких могут достичь другие компании, входящие в финансовые экосистемы. Поэтому мы в этом году расстались с сегментом бизнеса, отвечающим за страхование жизни». Он также добавил, что компаниям следует думать о своей капитализации, становиться более открытыми, выходить на IPO, что продвинет всю отрасль вперед и укрепит доверие потребителей.

О динамике в сегменте страхования жизни рассказал Владимир Черников, генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь». Он отметил, что текущая динамика рынка показывает рост уровня доверия к страхованию: «Порядка 40% от всех сборов страховщиков приходятся на страхование жизни. Локомотив сегмента – накопительное страхование жизни, этот вид страхования вырос по итогам полугодия на 95%. Все это говорит о том, что страховщики научились делать клиентоцентричные продукты и доносить их ценность до потребителя. Что не может не радовать, ведь главная задача всего страхования жизни в целом и его продуктов в частности, будь то инвестиционное страхование жизни или накопительные программы, – это забота о клиенте и его здоровье». 

Перспективы нового для рынка продукта ДСЖ раскрыл Борис Борзунов, директор по сберегательным продуктам компании «Росгосстрах Жизнь»: «При разработке концепции ДСЖ мы ожидали, что это будет синергический продукт, который возьмет в себя лучшее от ПИФов и страхования жизни и будет объединен простой оболочкой. Однако пока это не очень получается. Поэтому сейчас мы видим менее гибкий продукт, чем просто ПИФ. Это делает его более долгосрочным, что хорошо, но чтобы он был действительно интересен инвесторам, у него должно быть больше налоговых льгот».

О причинах роста сегмента ДМС рассказал Дмитрий Попов, заместитель генерального директора по ДМС – исполнительный директор Ингосстраха: «Классический сегмент ДМС растет внушительными темпами. Мы связываем это в первую очередь с тем, что растут бюджеты на социальную поддержку сотрудников на региональных производственных предприятиях. Компании там испытывают кадровый голод и борются за сотрудников, поэтому ДМС как ключевая составляющая соцпакета становится все более популярным».

Важную проблематику развития страхования на новых территориях поднял в своем выступлении заместитель председателя правления СОГАЗа Дмитрий Малышев: «СОГАЗ публично объявил, что выходит на новые территории. В октябре мы открыли филиал в Крыму и по мере развития бизнеса будем продолжать расширять бизнес в новых регионах». Он подчеркнул, что новые территории открывают значительные возможности для роста: «Это новые клиенты, новая промышленность, это явно будущий драйвер роста. Конечно, проблемные вопросы есть, – в частности, они связаны с обеспечением качественного урегулирования и сервиса, – но они решаются, и это главное».

Владимир Зеленчук, заместитель генерального директора «СОЮЗ Страховые брокеры», продолжил дискуссию и отметил, что сложности размещения в страхование крупных имущественных рисков, а также их перестрахование можно преодолеть: «Мы считаем, что решением этой задачи может стать только комплексный предстраховой сюрвей, выполненный страховым брокером, основанный на отчете о рыночной оценке имущественного комплекса и заключении о состоянии огневых рисков компании с лицензией МЧС. Такой подход позволит страховщикам и перестраховщикам определить лимиты покрытия и провести качественный андеррайтинг».

Тему потребительской ценности и качества продаж поднял в своем докладе Алексей Арсёнов, заместитель начальника управления поведенческого надзора в сфере страховых услуг Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России. Он отметил, что в этом году общее число жалоб клиентов на страховые компании снизилось относительно прошлого года, однако в отдельном сегменте страхования жизни этот показатель вырос. «При этом в части доступности ОСАГО количество жалоб сократилось на 87% по предварительным данным 9 месяцев 2024 года». Алексей Арсёнов также рассказал о том, какие добросовестные и недобросовестные продающие практики фиксирует Банк России при регулярном анализе рынка.

Тему потребительской ценности страховых продуктов продолжил Евгений Гуревич, генеральный директор «Капитал Лайф Страхование Жизни»: «Свыше 13 млн человек в нашей стране имеют долгосрочные договоры страхования жизни со сроком действия свыше 5 лет. На наш взгляд, это один из главных маркеров высокой потребительской ценности, которой обладают продукты страхования жизни. При этом надо отметить, что, судя по последним социологическим опросам, клиенты ждут от страховщиков не просто денежной выплаты, а прежде всего комплексной защиты. Поэтому мы видим будущее страхования жизни именно в создании продуктов, совмещающих в себе и классическое страхование жизни, и медицинские опции в сочетании с современной цифровой и сервисной инфраструктурой».

О важности создания простого клиентского пути не только в розничном сегменте рассказал Артем Ефимов, генеральный директор компании Zunami: «Мы наблюдаем четкую потребность рынка в создании бесшовного клиентского пути в работе с клиентами страховщика – юридическими лицами. Мы обладаем достаточной экспертизой, чтобы создать такой процесс в страховании логистики. При этом своей ключевой задачей мы видим необходимость интегрироваться во все процессы страховщика, что позволит создать по-настоящему позитивный клиентский опыт как со стороны непосредственного клиента страховой компании – логистических компаний, так и со стороны страховщиков».

Обсуждение вопросов конкуренции на рынке продолжил Евгений Щекланов, управляющий директор «Сбербанк страхование жизни»: «Мы считаем, что конкуренция экосистемных страховщиков с классическими – это не та проблема, которая реально стоит перед рынком. Ключевой тренд, который сильно изменит архитектуру рынка, – это интерес и рост инвестиций в страховую индустрию со стороны финансовых маркетплейсов и бигтехов. Настоящая конкуренция будет именно с ними. Ключевое их преимущество в том, что эти компании строят свои взаимоотношения с клиентом на доверии, они четко знают, как предвосхищать потребности клиентов. Поэтому для нас важно держать это в фокусе своего внимания и работать над тем, чтобы страховые продукты становились более выплатными, простыми для восприятия, насыщать их высокой потребительской ценностью».

О перспективах и влиянии на рынок страхования новых игроков от маркетплейсов, а также об альтернативном взгляде на конкуренцию с ними рассказала Юлия Шабанова, член правления, руководитель блока агентских и офисных продаж Росгосстраха: «Мы видим рождение новых игроков на рынке, и как они будут развиваться – покажет только время. Но очевидно, что с учетом большого трафика клиентов даже с маленькой конверсией эти игроки покажут существенные сборы. Усиливает ли это конкуренцию – однозначно да, но, с другой стороны, это позволит популяризировать страхование среди огромной аудитории. Часть этих клиентов впоследствии могут задуматься о покупке полного продукта и перейдут к классическому страховщику».

Деловая программа форума продолжилась специальной сессией «Постановление № 39 год спустя – подводим итоги». На сессии участники обсудили влияние постановления на конкуренцию и качество предоставляемых услуг, а также поделились своим видением, как сделать действие постановления еще более явным и эффективным. В рамках дискуссии начальник управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева отметила, что ФАС продолжает фиксировать недобросовестное поведение некоторых участников рынка, и напомнила о рекомендации банкам обеспечивать ответы в течение семи рабочих дней: «Мы считаем, что этот срок ответа на обращение заемщика по вопросу приема полиса должен быть записан непосредственно на уровне закона».

Вторая сессия форума «Лидеры страхового рынка» была посвящена цифровизации отрасли. На ней докладчики подняли вопросы использования новых технологий и их интеграции в сервисы и продукты страховых компаний.

В рамках завершающей сессии «Новый взгляд на партнерские каналы продаж и создание экосистем: инновации в организации работы с посредниками» спикеры обсудили экосистемный подход к работе с посредниками и специфику взаимодействия с маркетплейсами.