Контрафакт на маркетплейсах: как найти баланс между защитой брендов и развитием экономики

| новости | печать

До 30% контрафактной продукции в России распространяется через маркетплейсы, которые, пользуясь статусом информационных посредников, в большинстве случаев не несут ответственности за действия продавцов. Какие инструменты могут заставить маркетплейсы активнее бороться с нарушениями интеллектуальных прав, с опорой на мировой опыт, обсуждали участники экспертной сессии Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС).

Директор департамента специальных проектов РЦИС Максим Башкатов отметил, что нарушение интеллектуальных прав на маркетплейсах наносит ущерб потребителям и рынку. Покупатели сталкиваются с некачественной, а иногда опасной продукцией, а недобросовестные продавцы получают нечестное конкурентное преимущество. «Однако если с защитой потребителей государство худо-бедно справляется, благодаря Закону о защите прав потребителей, интересы рынка – защищены антимонопольным законодательством, то правообладатели сплошь и рядом вынуждены считаться со своеобразным алиби маркетплейсов: не знал и не должен был знать. В отличие от иных субъектов предпринимательской деятельности, которые могут отвечать без вины, информационные посредники пользуются мощным и, кажется, не всегда оправданным иммунитетом», – подчеркнул А. Башкатов.

Маркетплейсы как информационные посредники освобождены от материальной ответственности перед правообладателями, если они не знали о нарушении и приняли необходимые меры после уведомления. Однако правила предотвращения нарушений на платформах различаются, а универсальных норм для отрасли нет.

В США, ЕС и Китае активно обсуждаются законы, обязывающие маркетплейсы применять проактивный подход к защите брендов. Эти инициативы требуют от платформ запрашивать у продавцов документы, подтверждающие права на продукцию, еще до размещения товара.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Елена Авакян выразила сомнение в применимости такого подхода в России: «На сегодня у брендов есть все возможности защитить свои права непосредственно на маркетплейсах, которые оперативно реагируют на жалобы и удаляют карточки нарушителей. Если обязать платформы заниматься проактивной защитой, они потеряют львиную долю своей привлекательности для покупателей и продавцов и превратятся в обычные розничные магазины. А ведь сегодня маркетплейсы – драйвер экономики».

Е. Авакян также указала на политические риски: «С учетом сложного отношения к параллельному импорту, ухода брендов, приближения 2025 года, когда со многих этих брендов может быть снята охрана за неиспользованием в течение трех лет, маркетплейсы это точно не те участники рынка, которых сегодня необходимо обременять проактивным подходом».

Представитель Федеральной палаты адвокатов обратила внимание, что брендовые товары на маркетплейсах обеспечивают потребителям ощущение стабильности. «Если для общества важна возможность купить на маркетплейсе сумку Hermes, государство не должно ее отнимать. Особенно учитывая, что официальных дилеров на территории страны нет. Пусть все уляжется, и тогда, возможно, придет время для более энергичной защиты брендов», – подчеркнула эксперт.

О том, какие подходы к регулированию работы платформ сейчас рассматривает государство и как их оценивают специалисты читайте в свежем номере «ЭЖ» в материале «Не перегнуть палку. Избыточное вмешательство в платформенную экономику может сломать бизнес-модель»

Подписывайтесь на наш тг-канал PRO Экономику