Минфин обобщил практику применения законодательства по аудиту и бухучету
Эти рекомендации опубликованы в письме Минфина от 18.12.2024 № 07-04-09/128024.В 2024 г. на деятельность организаций и, соответственно, на бухгалтерскую отчетность оказал существенное влияние комплекс факторов экономического и иного характера. Среди них, в частности, геополитическая обстановка, ограничения, введенные в отношении РФ, ее экономических субъектов и граждан отдельными государствами и их объединениями, меры, принимаемые в РФ в ответ на внешнее санкционное давление. Это обстоятельство, в свою очередь, не может не иметь последствий для организации и осуществления аудита бухгалтерской отчетности.
Значительно возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые. Это должно быть принято во внимание на всех этапах организации и осуществления аудита бухгалтерской отчетности: при планировании аудита, рассмотрении ошибок и недобросовестных действий, анализе состояния внутреннего контроля, выполнении аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности и других аудиторских процедур по существу, взаимодействии с представителями собственников, т. д.
Следует отметить, что во втором разделе рекомендаций Минфин разобрал на составляющие аудиторские операции, какие к ним применимы стандарты и правила аудиторской деятельности.
В рекомендациях говорится о том, что законодательством РФ, регулирующим аудиторскую деятельность, не установлены виды электронной подписи, подлежащие использованию при подписании электронных документов, составляемых и получаемых аудиторской организацией при оказании аудиторских услуг. В связи с этим:
а) в электронных документах, составляемых при оказании аудиторских услуг, возможно использовать любой вид электронной подписи, предусмотренный Федеральным законом «Об электронной подписи».
б) вид электронной подписи в электронных документах, получаемых при оказании аудиторских услуг аудиторской организацией от другого участника электронного взаимодействия, должен определяться соглашением данной аудиторской организации с этим участником электронного взаимодействия.
Вид электронной подписи, избранный (согласованный) аудиторской организацией, должен позволять ей исполнять требования к указанным документам, установленные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности и стандартами аудиторской деятельности».
Также Минфин в разделе 3 дал рекомендации по отдельным вопросам составления бухгалтерской отчетности.
В документе представлены и другие рекомендации.
Об ошибках, которые часто допускаются в бухгалтерской отчетности, можно прочитать в ближайшем номере «ЭЖ-Бухгалтер».