Конституционный Суд РФ принял к рассмотрению запрос от 90 депутатов Госдумы о проверке пункта 1 статьи 333.19, пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктов 45, 47 статьи 2 Федерального закона от 8 августа 2024 года № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» на их соответствие Конституции Российской, в части увеличения размеров госпошлин при обращении в суды.
Заявители считают, что вышеуказанные нормы Налогового кодекса не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 1), 19 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (части 1 и 3) и статье 57 в той мере, в какой они по своему буквальному смыслу и по смыслу, придаваемому им судебной практикой, ограничивают гражданам Российской Федерации доступ к правосудию на основании их имущественного положения.
Согласно данным Росстата, в 2023 году медианная заработанная плата граждан России составила 46 751 рублей. В корреляции этого показателя с размерами прожиточного минимума, усматривается чрезмерное бремя для граждан по совершению дополнительных расходов на обращение в суд.
В соответствии с новыми размерами для обращения в суд общей юрисдикции первой инстанции гражданин должен потратить около 10% своей зарплаты на государственную пошлину по иску неимущественного характера или иску имущественного характера с минимальной ценой спора. При этом вычитание из медианной заработной платы сумм прожиточного минимума на одного трудоспособного гражданина (19 329 рублей) и ребенка (17 201 рубль) ярко демонстрирует чрезмерность установленного финансового бремени на обращение в суд даже с самыми минимальными имущественными требованиями или неимущественным иском.
Существующие сейчас механизмы уменьшения размера государственной пошлины, отсрочки и рассрочки ее уплаты при обращении в суд также не решают выявленную конституционную проблему ограничения гражданам Российской Федерации доступа к правосудию. Судебная практика вышестоящих инстанций устанавливает крайне высокий доказательственный порог для применения указанных процессуальных институтов.
Кроме того, введение высоких размеров государственных пошлин ограничивает доступ к Конституционному Суду РФ.
Праву на обращение в Конституционный Суд РФ предшествует исчерпание гражданином всех мер судебной защиты. Анализ постановлений Конституционного Суда позволяет сделать вывод, что существенный размер споров составляют обращения социально незащищенных групп населения, для которых установленные госпошлины чрезмерно дороги. Несмотря на то, что госпошлина на подачу заявления в Конституционный Суд остается неизменной (450 рублей для граждан), «стоимость» предшествующего этому этапа увеличится, как минимум, до 25 000 рублей.
Например, для необходимого исчерпания ординарных средств защиты для обращения в Конституционный Суд по экономическому спору нужно будет предварительно оплатить государственную пошлину (без учета размера пошлины в суд первой инстанции) на всех этапах в размере 160 000 рублей, при условии, что не требовалось исправлять допущенные судом опечатки (по 15 000 рублей за каждый подобный случай).
Что касается норм Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», то заявителя считают их не соответствующими Конституции РФ, поскольку они были приняты с нарушением установленного порядка принятия федеральных законов. Напомним, нормы, касающиеся увеличения госпошлин были предложены ко второму чтению, это привело к принципиальному изменению концепции законопроекта. Помимо этого, от правительства не было соответствующего заключения по вопросу, который оно регулируют.
Жалоба принята к рассмотрению. Нам всем остается, затаив дыхание, ждать вердикта КС РФ.