Правительство России планирует поэтапно отменить понижающий коэффициент, который с 2017 г. уменьшал плату для грузоперевозчиков за использование транспортных средств массой более 12 тонн. С 1 марта 2026 г. коэффициент повысится с 0,51 до 0,75, а к 2028 г. льгота будет полностью отменена. Это приведет к увеличению расходов бизнеса на грузоперевозки, но, по оценкам разработчиков поправок, улучшение состояния дорог компенсирует дополнительные затраты за счет снижения износа транспорта и расхода топлива.
Минтранс опубликовал на regulation.gov.ru проект постановления Правительства РФ, направленный на решение проблемы финансирования федеральных дорог. Основная цель — достичь к 2031 г. показателя, при котором не менее 85% автомобильных дорог федерального значения будут находиться в нормативном состоянии. Для этого необходимо увеличить доходы Федерального дорожного фонда.
Сейчас грузоперевозчики платят взнос за причинение вреда дорогам, который является одним из источников дохода Федерального дорожного фонда. Однако с 2017 г. для поддержки бизнеса действует понижающий коэффициент 0,51, уменьшающий размер этой платы. Проект постановления предлагает постепенно увеличить коэффициент до 0,75 к 2026 г. и полностью отменить льготу к 2028 г.
Ожидаемые поступления в Федеральный дорожный фонд:
-
2026 год: 23,1 млрд руб.;
-
2027 год: 28,7 млрд руб.;
-
2028 год: 59,3 млрд руб.;
-
2029 год: 64,7 млрд руб.;
-
2030 год: 70,0 млрд руб.;
-
2031 год: 72,8 млрд руб.
Общий объем дополнительных доходов за шесть лет составит 318,6 млрд руб.
Ожидается, что такие изменения приведут к увеличению стоимости услуг грузоперевозчиков на 1,18% к 2026 г. Однако улучшение состояния дорог должно компенсировать эти затраты, так как снизится расход топлива и износ транспортных средств. Вступление в силу предлагаемых изменений планируется с учетом поэтапного подхода, чтобы минимизировать нагрузку на бизнес.