Производственно-технологическая база российских железных дорог нуждается в коренном обновлении, а железнодорожные ветки должны дотянуться до самых отдаленных уголков нашей Родины, отмечали участники совещания, проходившего в администрации главы государства.
Железные дороги сегодня перевозят более 80% всех грузов в нашей стране и во многом обеспечивают единство ее территории. Рынок грузовых перевозок только за прошедший год вырос более чем на 5, а пассажирооборот — примерно на 3,5%.
ОАО «РЖД» реализует крупные инфраструктурные проекты, в частности Кузбасс—Северо-Запад с выходом к Балтийскому морю, Кузбасс—Дальний Восток, Кузбасс—Азово-Черноморье.
Вместе с тем, в отрасли накопился целый ряд острых проблем.
Необходимо преодолеть нарастающий износ основных фондов (он сейчас составляет около 60%) и создать новую для России инфраструктуру высокоскоростного сообщения.
Предстоит обеспечить транспортную доступность новых месторождений и перспективных производственных районов. И фактически обустроить малообжитые территории страны. В настоящее время 7 субъектов Российской Федерации вообще не имеют железных дорог.
По мнению Президента, такая масштабная модернизация отрасли не может быть реализована только за счет собственных средств компании «РЖД».
Здесь надо привлекать частный капитал, шире применять механизмы частно-государственного партнерства.
Нужно активнее использовать Инвестиционный фонд, и если необходимо, предпринимать дополнительные шаги по его наполнению.
Целесообразно также повысить капитализацию самой компании ОАО «РЖД», расширяя ее рыночные возможности, в том числе путем создания дочерних компаний и вывода их акций на фондовый рынок.
Успех инвестиционной политики будет зависеть от эффективности будущей модели рынка транспортных услуг. И нужно уже сейчас заложить условия для нормальной конкуренции в различных сферах железнодорожного бизнеса. Прежде всего в перевозочной деятельности, предоставлении локомотивной тяги, а также в ремонтных услугах на равных условиях.
Очень многое, по оценке Владимира Путина, будет зависеть от того, какое решение примет Правительство по дальнейшим шагам реформирования ОАО «РЖД». Если мы создадим каких-то монстров, которые задушат конкуренцию, то никакого рынка мы здесь не будет.
Участники совещания отмечали, реформа не должна ущемлять интересы пассажиров. За реструктуризацию отрасли люди не должны платить из собственного кармана — это дело государства, и оно должно обеспечить нормальную реформу отрасли.