Представляя законопроект, председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова отметила, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению в комитет поступило 127 поправок от субъектов законодательной инициативы. Из них 72 поправки комитет предложил поддержать.
Поправки, рекомендованные комитетом к принятию, содержат комплекс первоочередных мер, обеспечивающих для потребителей право и возможность сэкономить ресурсы, сделав выбор в пользу энергоэффективных товаров и услуг. В частности:
- введение обязательного информирования потребителей об энергоэффективности, включая сведения о классе энергоэффективности бытовых устройств в соответствующей маркировке на этикетке товара;
- оснащение многоквартирных домов, сооружений, как существующих, так и вводимых в эксплуатацию приборами учёта энергоресурсов (с установлением сроков их введения, исполнителей и ответственности);
- введение требований по энергоэффективности новых зданий, строений, сооружений с запретом на ввод их в эксплуатацию без соответствия установленным требованиям;
- возможность установления запретов или ограничений оборота на территории РФ товаров с высокой энергоёмкостью. В частности, с 1 января 2011 г. предлагается ввести запрет на производство, импортирование и продажу ламп накаливания мощностью 100 Вт и более, предусматривается возможность с 2013 г. ограничить оборот ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с 2014 г. - мощностью 25 Вт и более.
В соответствии с законопроектом Правительством РФ должны быть определены требования к осветительным устройствам, к электрическим лампам и утверждены правила утилизации использованных осветительных устройств и электрических ламп, а с 1 января 2011 г. должна быть запущена соответствующая государственная программа, включающая в том числе систему приёма использованных ламп у населения.
Ещё один блок поправок, по словам Н. Комаровой, объединяет набор инструментов, стимулирующих энергосбережение в госсекторе, в том числе:
- устанавливается обязанность бюджетных организаций снижать объёмы потребления энергоресурсов не менее чем на 3% ежегодно в течение 5 лет от уровня 2009 года;
- за бюджетной организацией сохраняются средства, сэкономленные благодаря проведению мероприятий по энергосбережению, а также возможность их перераспределения на фонд оплаты труда;
- устанавливается запрет закупки для государственных и муниципальных нужд ламп накаливания любой мощности с 1 января 2011 года.
Для переключения бизнеса на энергоэффективную политику предлагаются экономические инструменты, в числе которых – предоставление налоговых льгот в виде возможности применения повышенных коэффициентов к норме амортизации, инвестиционного налогового кредита, а также возмещение процентов по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Кроме того, предоставляется возможность применения дифференцированных тарифов на энергоресурсы в зависимости от эффективности их использования.
Для всех предприятий вводится обязанность по учёту энергетических ресурсов. Организации, совокупные годовые затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 10 млн руб., предлагается обязать до 31 декабря 2012 г. и далее не реже 1 раза в 5 лет проходить энергетические обследования, по результатам которых составляется энергетический паспорт предприятия, фиксирующий продвижение по шкале энергоэффективности.
В законопроекте предусмотрена система снятия с потребителей первоначальной финансовой нагрузки (которая окупается за 2-3 месяца), в частности в виде предоставления гражданам рассрочки и бюджетных субсидий на установку приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Выстроена цепочка поэтапного перевода тарифов на энергоресурсы на долгосрочное (не менее трёх лет) регулирование, за исключением холодного водоснабжения и утилизации твёрдых бытовых отходов, в отношении которых предусмотрена такая возможность.
Закон должен вступить в силу уже с 1 января 2010 года.