Спор об условиях поставки и стоимости транзита в 2010 году является частью энергетической войны, развернувшейся в конце прошлого года между двумя странами. Но есть в нем и объективная технологическая составляющая.
В конце прошлого года белорусская госкомпания «Белэнерго» выдвинула перед нашим экспортёром-импортёром электроэнергии «Интер РАО ЕЭС» условие поднять плату за транзит российской электроэнергии в Прибалтику и Калининградскую область через белорусские сети в 2,5 раза. Буквально через несколько дней, в первых числах января, белорусская сторона затребовала увеличения транзитной ставки уже в 5,5 раза. В противном случае белорусские энергетики пригрозили отключить подачу нашего электричества в Литву, а через неё — и в калининградский анклав России. Наша компания восприняла это как шантаж. Выглядит это действительно так, поскольку параллельно зашёл в тупик спор по куда более острой для Белоруссии проблеме — об условиях поставки ей российской нефти. С окончанием в прошлом году прежнего договора, предусматривавшего большие скидки для соседа по таможенной пошлине, Россия предложила изменить условия нефтеэкспорта так, что для белорусского бюджета это грозит большими потерями. Чтобы повлиять на позицию России в этом поединке, Белоруссия и решила надавить через транзит электроэнергии.
Но в «электрическом» споре есть и объективная составляющая. С закрытием в Литве Игналинской АЭС в этом регионе и Калининградской области в этом году образовался большой дефицит электроэнергии, покрыть который должно наращивание в разы российских поставок. Но увеличение мощности в сети влечёт серьёзный рост затрат белорусских энергетиков. Вокруг размера их компенсации и идёт борьба.
Учитывая, что этот поединок работает на «нефтяной фронт», намеченные на 19 января переговоры могут снова оказаться не последними.