Сегодня необходимо провести инвентаризацию нашего оставшегося научно-технического потенциала, определить чёткий перечень предприятий, которые должны стать адресатами государственной поддержки, и прописать жёсткие сроки и объёмы финансирования и будущих результатов. Иначе мы никогда не продвинемся от слов к реальным делам, отметил в своём интервью «ЭЖ» директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг.
«Здесь нужно выявить три категории хозяйствующих субъектов.
Во-первых, это перспективные конкурентоспособные производства. Даже не отрасли, а именно производства, которые близки или очень близки к мировым стандартам. Например, предприятия, которые строят суда и производят пассажирские самолёты. Во-вторых, это организации и предприятия, не имеющие каких-либо рыночных перспектив. Там надо спасать только людей, решать их социальные проблемы, помогать пройти переквалификацию и т.п. И, наконец, в-третьих, нужно выявить предприятия, которые необходимы для обеспечения национальной безопасности. Их надо поддерживать независимо от того, отстали они от мирового уровня или нет. Например, я считаю, что ядерная держава не может жить без собственного машиностроения.
По всем трём позициям нужно очень чётко, я бы сказал, жёстко определить перечень организаций и предприятий. Со всеми конкретными показателями по каждому предприятию. Прописать чёткие сроки и объёмы работы. Я не вижу другого способа продвинуться от риторики к реальным делам. Тогда и конкретные люди подбирались бы для решения конкретных задач. Правда, есть очень серьёзные экономисты, которые, имея в виду специфику России, говорят, что сначала здесь надо провести очищение и модернизацию государственного аппарата и только затем придать ему современные функции и т. д. Мне кажется, это иллюзия. Всё надо делать одновременно – бороться с коррупцией и проводить структурную политику с помощью реально существующего госаппарата, как бы далёк он ни был от идеала».