Очередное выборочное обследование Росстата конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле выявило ухудшение в I квартале мнения руководителей торговых организаций об экономической ситуации в рознице по сравнению с предыдущим кварталом. Но обнаружилось и улучшение относительно I квартала прошлого года.
В I квартале доля руководителей в розничной торговле, отметивших улучшение экономической ситуации в их сфере деятельности, составила 13% против 17% кварталом раньше. Наоборот, удельный вес указавших на ухудшение вырос с 14 до 17%. Таким образом, баланс оценок испортился с +3 п.п. до –4. Но I квартал в рознице и раньше отличался падением оценок ситуации. Так, в прошлом году их баланс в этот период составил –12 п.п., то есть был в 3 раза хуже нынешнего.
А вот индекс предпринимательской уверенности среди руководителей розничной торговли, который характеризует деловой климат и учитывает не только фактическую экономическую ситуацию, но и её прогноз, а также складские запасы, остался на уровне IV квартала и составил +5% против –1% в I квартале 2009-го.
Не ясно, чему радуются специализированные продавцы меховых изделий по окончании зимы, но у них вкупе с «чулочно-носочными» коллегами самый высокий индекс предпринимательской уверенности (+33,3%). У других лидеров по величине индекса — ярко выраженный сезонный всплеск оптимизма: это торговля спортивными товарами, рыболовными принадлежностями, туристическим снаряжением, лодками и велосипедами (+22,7%), а также спортивной одеждой (+18,5%). Самые низкие уровни индекса предпринимательской уверенности выявлены в организациях, торгующих часами (–33,3%), чаем, кофе и какао (–11,1%), текстильными и галантерейными изделиями (–5,9%).
В качестве основных факторов, ограничивающих деятельность организаций розничной торговли в I квартале, опрошенные предприниматели назвали высокую конкуренцию со стороны других организаций (62% респондентов), недостаточный платежёспособный спрос населения (56%), высокий уровень налогов (41%), недостаток финансовых средств (39%), высокую арендную плату (29%).
Более половины опрошенных предпринимателей считают, что во II квартале экономическая ситуация в рознице не изменится. Но баланс прогнозныхоценок изменения экономической ситуации на II квартал составил +14%, что на 10 п.п. выше, чем во II квартале 2009 года.Для сравнения: баланс прогнозных оценок на I квартал составлял +8%.
Какие изменения видятся руководителям в рознице, показывает представленная таблица. Особенно отчётливо они видят рост цен реализации — видимо, верят, что вырастет платёжеспособный спрос населения. Спасибо им за это.
Прогнозные оценки изменения показателей деятельности организаций розничной торговли во II квартале 2010 года
|
В % от числа обследованных предпринимателей | |||
увели-чение |
тот же уровень |
умень-шение |
баланс | |
Численность работников |
7 |
85 |
7 |
0 |
Оборот розничной торговли |
33 |
50 |
17 |
+16 |
Объём продаж в натуральном выражении |
29 |
56 |
16 |
+13 |
Заказы на поставку товаров |
24 |
64 |
12 |
+12 |
Ассортимент товаров |
23 |
73 |
5 |
+18 |
Объём складских запасов |
15 |
75 |
10 |
+5 |
Цены реализации |
49 |
48 |
3 |
+46 |
Уровень торговой наценки |
8 |
86 |
6 |
+2 |
Обеспеченность собственными финансовыми ресурсами |
11 |
80 |
9 |
+2 |
Прибыль |
26 |
56 |
18 |
+8 |
Инвестиции на расширение деятельности, ремонт и модернизацию |
8 |
78 |
7 |
+1 |