Когда пересекаетесь с нашими долларовыми миллиардерами, интересуйтесь, нравится ли им попадать в ежегодный список богатейших людей России журнала Forbes Russia. Вряд ли каждый из них от этого счастлив — лишний раз «светиться» в недобрых глазах остального населения — не очень уютно. Уже поэтому посочувствуйте им при встрече. Хотя после последней публикации заветного списка сделать это от души будет ещё труднее — за год кризиса российских миллиардеров стало вдвое больше, как и размер их состояния.
Forbes обнаружил, что за год после предыдущей публикации списка богатейших российских предпринимателей их численность выросла с 32 до 62, а принадлежащее им состояние — со 142 млрд долл. до 297 млрд.
Самым богатым из россиян стал владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, его состояние издание оценило в 15,8 млрд долл. с приростом за год на 10,6 млрд. Лидер прошлого года президент группы «Онэксим» Михаил Прохоров в этом году оказался вторым с состоянием 13,4 млрд долл. «Бронзовую» ступень пьедестала занял председатель наблюдательного совета «Альфа-Групп» Михаил Фридман с 12,7 млрд долл.
В первой пятёрке также председатель Думы Чукотского АО Роман Абрамович (11,2 млрд долл.) и глава «Русала» Олег Дерипаска (10,7 млрд).
В сотне богатейших россиян этого года 23 предпринимателя, которых не было в прошлогоднем списке, из них 12 вернулись в рейтинг, а 11 попали в рейтинг впервые.
Рост миллиардеров числом и капиталом во время кризиса вряд ли вызовет тёплые чувства у большинства россиян, доходы которых в лучшем случае не снизились. Но можно проявить к ним и долю великодушия.
Во-первых, не все из наших миллиардеров сколотили богатство на халявной приватизации в 90-е годы лучших кусков «общенародной собственности». По данным Forbes, каждый чётвертый из списка построил свой бизнес с нуля. Большинство из них делали свои первые миллионы, конечно, на посредничестве и торговле, но можно найти и примеры, когда бизнес начинался с организации кооператива по пошиву футболок, маек и спецодежды или необходимых заводам приборов для измерения содержания вредных веществ.
Во-вторых, рост состояний миллиардеров во многом виртуален, поскольку определяется биржевыми котировками международных спекулянтов. С началом кризиса они сбросили акции предприятий наших олигархов, обесценив их «заводы, газеты, пароходы». Теперь снова «надули» их состояния — после падения биржевые котировки выросли почти вдвое. Реальное же положение конкретных миллиардеров может быть не самым радостным. Например, Олег Дерипаска хотя и вошёл в первую пятёрку богатейших россиян, но сумма набранных его промимперией долгов превышает оценку его состояния. Ещё памятна эпопея с их реструктуризацией, когда отбиваться от настырных кредиторов ему помогал даже Президент Дмитрий Медведев. Олигарху тогда пришлось изрядно понервничать.
Наконец, в-третьих, из списка богатеев вылетел «чёрный гений» российского бизнеса Борис Березовский, что должно пролить бальзам на души миллионов его «почитателей».