Отсутствие организации по своему юридическому адресу, указанному в договоре банковского счета, может стать основанием для его расторжения (постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10).
Несмотря на то что законодательством для юридического лица определен только один адрес его местонахождения — по месту государственной регистрации, на практике очень часто фактическое местонахождение организации и адрес, указанный в учредительных документах, не совпадают. Такое несовпадение влечет за собой определенные проблемы во взаимоотношениях с контролирующими органами. Президиум ВАС РФ добавил к ним еще одну — возможность закрытия банковского счета.
Банк обратился в суд с иском о расторжении договора банковского счета. Условиями договора предусмотрено, что клиент обязуется в письменном виде извещать банк, в частности, о смене адреса, номеров телефонов с обязательным представлением в банк соответствующих документов, имеющих надлежащую форму, в срок не позже трех дней с момента возникновения либо документального подтверждения в установленном порядке указанных изменений, а также незамедлительно сообщать банку другую имеющую существенное значение для надлежащего исполнения сторонами договора информацию.
Банком было выявлено, что по месту, указанному в учредительных документах и договоре банковского счета, клиент не находится. Это послужило причиной его обращения в суд.
Суды всех инстанций отказали банку в удовлетворении иска, мотивировав свое решение тем, что в ст. 859 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможно расторжение договора банковского счета по инициативе банка, и возможность его расторжения по причине отсутствия клиента по адресу, указанному в договоре, в нем отсутствует.
Ссылку банка на положения п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» суды сочли необоснованной. По их мнению, этим пунктом предусмотрено право банка отказаться от заключения договора банковского счета в связи с отсутствием по своему местонахождению юридического лица и непредставлением им подтверждающих документов либо представлением недостоверных документов, а не расторгнуть действующий договор.
Однако Президиум ВАС РФ отметил, что на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, и устанавливать в отношении юридических лиц их наименование, место государственной регистрации и адрес местонахождения (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
И поскольку кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета в случае отсутствия юридического лица по своему местонахождению, предоставление достоверной информации о местонахождении юридического лица является существенным условием такого договора.
Несмотря на то что порядок расторжения договора банковского счета по требованию банка урегулирован п. 2 ст. 859 ГК РФ, наличие этой специальной нормы не исключает возможности применения общих норм главы 29 ГК РФ, касающихся изменения и расторжения договора. В частности, согласно подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Учитывая эти нормы и условия договора банковского счета об обязанности клиента информировать банк о смене адреса и номеров телефонов, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что непредставление таких сведений об изменении местонахождения юридического лица следует квалифицировать как существенное нарушение договора, что может служить основанием для его расторжения.
Таким образом, при очередной смене адреса местонахождения организации нужно помнить, что невнесение соответствующих изменений в учредительные документы грозит проблемами с осуществлением денежных расчетов, что может иметь достаточно серьезные последствия.