Для государственной регистрации права собственности на приватизированное имущество представлять заявление от бывшего собственника этого имущества не нужно (постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 312/10).
При разрешении дел, связанных с регистрацией права собственности на приватизированное имущество, в арбитражной практике выработалось два подхода.
Одни суды считают, что в регистрирующий орган нужно представить заявления от всех сторон сделки, в том числе от бывшего собственника имущества. Другие полагают, что достаточно заявления от нового собственника.
В целях выработки единого подхода к решению подобных вопросов одно из таких дел было передано на рассмотрение Президиума ВАС РФ.
Акционерное общество образовалось в результате приватизации федерального государственного унитарного предприятия. В состав приватизируемого имущества вошел земельный участок.
Регистрационная служба отказала обществу в государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ) в связи с непредставлением заявления от второй стороны сделки, которое необходимо для проведения государственной регистрации права в силу абз. 1 п. 1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ.
Акционерное общество обратилось в суд.
Суды всех инстанций в удовлетворении иска отказали, мотивировав свое решение тем, что, поскольку спорный земельный участок приобретен на основании сделки приватизации, государственная регистрация права собственности на него должна осуществляться по заявлениям обеих сторон сделки. Общество не представило в регистрирующий орган заявление второй стороны сделки, поэтому ему правомерно отказали в госрегистрации. Кроме того, судьи отметили, что для государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества после введения в действие Закона № 122-ФЗ необходима регистрация ранее возникшего права. На момент приватизации право собственности РФ в лице территориального управления государственным имуществом на спорный участок зарегистрировано не было, поэтому у судов нет оснований для удовлетворения требований заявителя.
Рассматривая дело в порядке надзора, Президиум Высшего арбитражного суда РФ отметил, что согласно п. 1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. Если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. Если же права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие. В случае когда права возникают на основании судебного акта, государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя.
Из содержания перечисленных норм следует, что, устанавливая перечень лиц, по заявлениям которых регистрируются права на недвижимое имущество, законодатель исходил из основания возникновения этого права.
Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество как способ приватизации является одной из форм реорганизации юридического лица (ст. 57 ГК РФ). При этом общество становится правопреемником преобразованного государственного унитарного предприятия (п. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к его правопреемникам (абз. 3 п. 2 ст. 218 ГК РФ). Поэтому общество, созданное в результате приватизации, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Таким образом, на момент обращения с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок общество уже являлось обладателем этого права, а потому заявление прежнего собственника земельного участка, утратившего это право, для государственной регистрации права собственности общества не требовалось.
Итак, Президиум ВАС РФ выработал единый подход к разрешению подобных дел и суды при вынесении решений должны придерживаться его. Поэтому, если регистрирующий орган отказал в регистрации приватизированного имущества из-за отсутствия заявления от бывшего собственника, можно смело обращаться в суд.