Вступивший в силу с 1 февраля 2010 г. Федеральный закон № 381-ФЗ заставил торговые сети пересмотреть свои отношения с поставщиками продовольственных товаров, в том числе систему предоставления бонусов и скидок за объем проданных товаров. В этой статье мы рассмотрим, к каким налоговым рискам может привести игра по новым правилам.
Новые правила игры
Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) установил ряд ограничений в отношении сделок, связанных с торговлей продовольственными товарами. В частности, в договор поставки разрешено включать только вознаграждение за приобретение определенного количества товаров. Размер этого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров и не включается в цену товаров (п. 4 ст. 9 Закона о торговле). Данное вознаграждение не может применяться к отдельным видам социально значимых товаров, перечень которых устанавливается Правительством РФ (п. 5 ст. 9 Закона о торговле). Включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение условий этого договора и (или) его изменение не допускается (п. 6 ст. 9 Закона о торговле).
Запрещено включать в договор поставки продовольственных товаров условия об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров (п. 12 ст. 9 Закона о торговле). Эти услуги могут оказываться только на основании отдельных договоров возмездного оказания соответствующих услуг (п. 11 ст. 9 Закона о торговле).
Данные положения Закона о торговле могут привести к определенным налоговым рискам.
НДС
До принятия Закона о торговле между налогоплательщиками и налоговыми органами часто возникали споры по вопросу: включаются ли выплаты за объем поставок в налоговую базу по НДС?
Большинство налогоплательщиков на премии за объем поставок НДС не начисляют. Аргументы при этом следующие. Налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (ст. 154, 166 и 168 НК РФ). В нее также включаются доходы, связанные с оплатой реализованных товаров (ст. 162 НК РФ). Поскольку премия за достигнутый объем поставок не изменяет цену реализованного товара и не связана с оплатой реализованных товаров, она не подлежит обложению НДС.
У налоговиков и финансистов четкого мнения на этот счет нет. Так, Минфин России ранее считал, что премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период без изменения цены товара, НДС не облагаются, поскольку они не связаны с оплатой реализованных товаров (письма Минфина России от 08.12.2006 № 03-04-11/237, от 16.11.2006 № 03-04-11/219 и от 28.09.2006 № 03-04-11/182). Впоследствии финансисты скорректировали свою позицию и указали: если у продавца товаров есть основания полагать, что оговоренные в договоре действия покупателя товаров способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым этим продавцом, то такие действия рассматриваются в качестве услуг и подлежат обложению НДС (письмо Минфина России от 26.07.2007 № 03-07-15/112). Это письмо было разослано по налоговым инспекциям для его использования в работе при решении вопросов о порядке применения НДС в отношении премий (вознаграждений), выплачиваемых продавцом покупателю товаров за определенный период, без изменения цены товаров (письмо ФНС России от 30.08.2007 № ШС-6-03/688@).
Налоговики в своих разъяснениях в основном придерживаются мнения, что такая премия является платой за услуги по сбыту определенного объема товаров и поэтому подлежит включению в налоговую базу по НДС (письма ФНС России от 21.03.2007 № ММ-8-03/207@ и УФНС России по г. Москве от 13.11.2006 № 19-11/99884). Но иногда налоговые органы на местах занимают иную позицию, считая, что премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период без изменения цены товара, НДС не облагаются (письмо УФНС России по г. Москве от 03.04.2007 № 19-11/030227).
Арбитражная практика по этому вопросу складывалась в основном в пользу налогоплательщиков. Суды считают, что выплату премии за объем реализованных товаров нельзя рассматривать как плату за оказание услуг (постановления ФАС Поволжского округа от 16.07.2009 № А65-21420/2008 и Волго-Вятского округа от 30.04.2009 № А79-5797/2008).
Однако в конце 2009 г. вопрос начисления НДС с выплаченных премий покупателям вновь вызвал бурные дискуссии. Масла в огонь добавило постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 № 11175/09, в котором высшие арбитры пришли к выводу, что «независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения определили систему поощрения: путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса — дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов при определении налогооблагаемой базы сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости — корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг)».
Несмотря на то что в рассматриваемом деле речь шла о скидках, которые изменяли цену товара, крайне неудачная формулировка мнения ВАС РФ позволяла трактовать его таким образом, что выплата любого вознаграждения (в том числе непосредственно не влияющего на цену товара) влечет за собой необходимость корректировки налоговой базы по НДС.
Принятие Закона о торговле положило конец этим спорам. Он четко разграничил понятия «цена договора» и «цена товара». В пункте 4 ст. 9 Закона о торговле указано, что вознаграждение за объем проданных товаров увеличивает цену договора, но не влияет на цену товаров. То есть расчеты в связи с выплатой вознаграждения связаны с расчетами по договору, а не с расчетами за реализованные товары. Поэтому премии, не изменяющие цену товара, НДС не облагаются.
Но, снизив налоговые риски по НДС, Закон о торговле способствовал возникновению рисков по налогу на прибыль.
Налог на прибыль
Расходы в виде премии, выплаченной покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, учитываются поставщиком в составе внереализационных расходов (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Закон о торговле наложил ограничение на величину вознаграждения, выплачиваемого поставщиком торговой организации за приобретение определенного количества товаров, в размере 10% от их цены (п. 4 ст. 9 Закона о торговле) и запретил включать в цену договора поставки иные виды вознаграждений за исполнение торговой организацией условий договора (п. 6 ст. 9 Закона о торговле). При нарушении этих условий договор поставки будет считаться недействительным (ст. 21 Закона о торговле и ст. 168 ГК РФ).
В этой связи у налогоплательщиков возникают риски, связанные с тем, что налоговая инспекция превышение 10-процентного порога может использовать как повод отказать в учете расходов на выплату вознаграждения в целях исчисления налога на прибыль либо полностью, либо в сумме превышения.
Конечно, такое решение налоговиков можно будет оспорить в суде. Ведь суды исходят из того, что, если необходимость соблюдения норм гражданского и иных отраслей законодательства не указана непосредственно в НК РФ, их несоблюдение не влечет налоговых последствий. Такой подход используется, например, при нарушении налогоплательщиком градостроительных норм (постановление ФАС Московского округа от 11.06.2009 № КА-А41/5145-09), законодательства в сфере трудовой миграции и положения иностранных граждан на территории РФ (постановление ФАС Московского округа от 23.06.2008 № КА-А40/5494-08), законодательства в сфере государственного надзора за связью и информатизацией (постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2007 № 5600/07). Поэтому, даже если размер вознаграждения превысит 10-процентный порог, для целей налогообложения прибыли это не должно иметь никакого значения, так как в налоговом законодательстве подобных ограничений нет.
Но лучше до споров не доводить, поскольку нарушение норм Закона о торговле приведет не только к налоговым, но и к коммерческим рискам в части признания договора недействительным и привлечения к административной ответственности (Федеральной антимонопольной службой готовятся поправки в КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушение норм Закона о торговле).
Однако рассчитать 10% от цены приобретенных товаров не так- то просто.
Во-первых, возникает вопрос: от какой базы следует считать 10-процентный порог — от цены товаров с НДС или без НДС? Закон о торговле не дает никаких пояснений по этому вопросу. На наш взгляд, цена товаров должна браться без учета НДС. Ведь НДС — налог, который начисляется сверх цены товара. Это следует из положений ст. 168 НК РФ, в соответствии с которыми НДС предъявляется покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров, сумма НДС определяется как процентная доля от цены товаров, в расчетных и учетных документах, а также в счетах-фактурах НДС выделяется отдельной строкой. Кроме того, Закон о торговле относится к гражданскому законодательству, а в нем понятие цены не включает в себя какие-либо налоги (ст. 424 ГК РФ).
Во-вторых, как определить период, за который рассчитывается вознаграждение?
В Законе о торговле этот период не установлен. На наш взгляд, поскольку приобретение товаров осуществляется по конкретному договору, период, за который рассчитывается вознаграждение, должен соответствовать сроку этого договора. Например, если срок действия договора поставки составляет два года, 10% нужно брать от цены приобретенных покупателем товаров за два года. Внутри срока действия договора поставка товара может осуществляться разными партиями и вознаграждение может выплачиваться частями. При этом не исключены ситуации, что в отдельные периоды (месяц, квартал, год) выплаченное вознаграждение может превышать 10% от цены приобретенных за этот период товаров. По нашему мнению, такое превышение внутри срока действия договора не будет являться нарушением требований п. 4 ст. 9 Закона о торговле. Главное, чтобы итоговая величина выплаченного вознаграждения не превышала 10% от цены приобретенных товаров за весь срок действия договора.
Если же между поставщиком и торговой организацией заключен рамочный договор поставки и на каждую партию товара заключается отдельный договор, 10% нужно считать от стоимости товаров в данной партии, поскольку приобретение товара в этом случае происходит на основании не рамочного договора, а договора на конкретную партию.
В случае заключения бессрочного договора поставки в нем нужно предусмотреть, какой период стороны будут считать расчетным для выплаты вознаграждения.
У поставщиков продовольственных товаров могут возникнуть налоговые риски и при предоставлении скидок. Закон о торговле скидки прямо не запрещает. Ведь скидка влияет на цену товара, а цену на товар участники торговых отношений определяют самостоятельно (подп. 8 п. 2 ст. 8 Закона о торговле).
Если скидка предоставляется в момент заключения договора поставки, налоговых рисков не возникает, поскольку стороны просто уменьшат цену товара на ее величину.
Сложности возникнут при предоставлении ретроспективных скидок, то есть скидок, изменяющих цену товара уже после того, как он был приобретен покупателем.
Данный вид скидок предоставляется за выполнение определенных условий договора (за объем покупок, ассортимент и т.д.). Поэтому предоставление подобной скидки налоговые органы с большой долей вероятности будут трактовать как скрытую форму вознаграждения.
Для снижения налогового риска, связанного с предоставлением ретроспективной скидки, нужно следить, чтобы ее величина не превышала 10% от цены приобретенных товаров. Если помимо предоставления ретроспективной скидки покупателю выплачивается вознаграждение, их совокупная величина (сумма) также не должна превышать 10-процентный порог от цены приобретенных товаров.
Еще один вид рисков связан с перенесением части вознаграждения на стоимость услуг по продвижению товара. Поскольку Закон о торговле не запрещает оказание маркетинговых и иных подобных услуг на основании отдельных договоров, участники торговых отношений могут часть вознаграждения включать в стоимость услуг по продвижению товара. Риск заключается в том, что оплату услуг по более высокой цене, чем ранее, налоговики могут признать экономически не обоснованной и свою правоту придется отстаивать в суде.
***
Итак, несмотря на то что Закон о торговле к налоговому законодательству не относится, несоблюдение его положений может привести к спорам с налоговыми органами. Это надо учитывать при заключении договоров поставки продовольственных товаров.