Прокуратурой района со ссылкой на Федеральный закон от 08.12.95 № 199-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» запрещено сельскохозяйственным производственным кооперативам представлять в органы государственной статистики отчетность по форме 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате». Запрет мотивируется тем, что в СПК не существует понятия «заработная плата» и, следовательно, не может быть задолженности по ее выплате.
В то же время в других районах за невыплату заработной платы руководители СПК привлекаются к административной ответственности в виде штрафов.
Применимо ли понятие заработной платы к СПК?
Что необходимо делать руководителю СПК: предоставлять отчетность в органы статистики или выполнять предписание прокуратуры?
Л. Голованова, Алтайский край
Отчетность по форме № 3-Ф заполняется по состоянию на первое число каждого месяца юридическими лицами, в том числе осуществляющими деятельность в сельском хозяйстве при наличии задолженности по заработной плате работникам.
К заработной плате относятся начисленные работникам суммы оплаты труда как в денежной, так и не в денежной формах. При этом задолженность считается просроченной, если заработная плата начислена работникам, но не выплачена в срок, установленный либо коллективным договором, либо договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком (п. 1, 2 Порядка заполнения и представления формы государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности), утв. Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 19.08.2003 № 77).
Сельскохозяйственный производственный кооператив является юридическим лицом, которое создается гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, основанной на личном трудовом участии членов кооператива (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; далее – Закон о сельхозкооперации).
В соответствии со ст. 39 Закона о сельхозкооперации кооператив обязан правильно вести бухгалтерскую отчетность. Срок и формы представления бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики наравне с налоговой отчетностью устанавливаются налоговым законодательством РФ. Помимо этого кооператив несет ответственность за достоверность сведений, представляемых государственным органам.
Статьей 40 Закона о сельхозкооперации предусмотрено право кооперативов нанимать работников. В этом случае отношения между указанными субъектами будут регулироваться Трудовым кодексом, а также иными нормативно-правовыми актами о труде.
Таким образом, в отношении кооператива говорить о невозможности применения термина «заработная плата» не правильно, так как подобная организация может привлекать для осуществления своей деятельности иных граждан помимо тех, которые являются его членами.
Следовательно, при осуществлении расчетов с работниками может возникнуть ситуация, при которой будет просрочена задолженность по заработной плате, что повлечет за собой отражение данного факта в отчетности.
Непредставление статистической отчетности или же предоставление недостоверной информации влечет за собой наложение штрафа на должностное лицо в размерах от 30 до 50 МРОТ (ст. 13.18 КоАП РФ).
Помимо этого в качестве штрафной санкции к кооперативу может быть предъявлено требование о возмещении ущерба, возникшего в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности (ст. 3 Закона РФ от 13.05.92 № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».