Применение штрафных коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема газа признается нарушением антимонопольного законодательства, а использование неустойки за невыборку газа — нет.
При заключении договоров на поставку газа стороны должны руководствоваться не только Гражданским кодексом РФ, но и Правилами поставки газа, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.02.98 № 162, положения которых обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети. Кроме того, поставщик газа — обычно хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке. Это обусловливает повышенное внимание к таким договорам антимонопольной службы.
Хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке, запрещено совершать действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). В частности, поставщики газа не могут навязывать потребителям газа условия договоров, не относящиеся к их предмету, включать в договоры условия, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другим, нарушать установленный нормативными актами порядок ценообразования (ст. 26 Федерального закона от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).
Рассматривая одно из дел в порядке надзора, Президиум ВАС РФ разъяснил, являются ли согласованные сторонами условия договора о неустойке за невыборку газа в установленном объеме и штрафные коэффициенты за потребление газа сверх договорного объема нарушением норм антимонопольного законодательства.
Поставщик и потребитель заключили договор поставки газа. В нем предусмотрено, что в случае невыборки потребителем в течение месяца договорного месячного объема газа стоимость объемов невыбранного газа, рассчитанная по средневзвешенной цене поставки, считается неустойкой. При выборке потребителем газа сверх договорного объема превышение оплачивается с учетом штрафных коэффициентов 1,9 (с 15 апреля по 15 сентября) и 1,5 (с 16 сентября по 14 апреля) к стоимости газа, рассчитанной с учетом коэффициентов, установленных в п. 17 Правил поставки газа.
Через год потребитель направил в антимонопольную службу ходатайство. Он требовал обязать поставщика исключить из договора указанные положения в связи с тем, что они не отвечают реально необходимым объемам поставки, поэтому он заведомо вынужден нарушать обязательства и уплачивать штрафные санкции, что ущемляет его права и интересы.
По результатам проверки было вынесено предписание прекратить нарушения антимонопольного законодательства и исключить из договора данные положения.
Поставщик обратился с иском в суд о признании недействительным предписания антимонопольной службы.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил. Свое решение он мотивировал тем, что антимонопольная служба не представила доказательств совершения обществом действий, связанных с навязыванием невыгодных условий договора, а также принуждения контрагента заключить договор на невыгодных для него условиях. Стороны согласовали условия договора поставки газа, потребитель не обращался к поставщику с претензией об исключении штрафных санкций из договора.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было отменено и в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционный суд отметил, что в силу ст. 21 и 23 Федерального закона от 31.03.99 № 69-ФЗ цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат госрегулированию. Из пункта 1 Правил поставки газа следует, что положения, закрепленные в них, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
В пункте 17 Правил поставки газа предусмотрено, что при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором за каждые сутки с применением коэффициента с 15 апреля по 15 сентября — 1,1, с 16 сентября по 14 апреля — 1,5.
Следовательно, включение в договор условия о применении штрафных коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема газа, повышающего стоимость газа, определенную Правилами поставки газа, признается нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора.
В отношении неустойки апелляционный суд отметил, что действующими нормами законодательства РФ в области газоснабжения не предусмотрено взыскание с потребителя неустойки при невыборке им оговоренных в договоре объемов газа. Поэтому подобное условие может быть включено в договор лишь с обоюдного волеизъявления сторон. Между тем из материалов дела следует, что потребитель с данным условием договора не согласен, подписание договора с условием о неустойке было вынужденным и послужило основанием для обращения в антимонопольную службу.
Таким образом, включение в договор условия об уплате покупателем неустойки в виде стоимости не выбранных за месяц объемов газа также свидетельствует об ущемлении поставщиком интересов потребителя и о нарушении им требований антимонопольного законодательства.
Кассационный суд решение апелляционной инстанции отменил. При этом он отметил, что обязанность покупателя отбирать газ в количестве, определенном договором, установлена п. 12 и 13 Правил поставки газа, а применение неустойки за нарушение этой обязанности соответствует ст. 329 ГК РФ.
Рассматривая дело в порядке надзора, Президиум ВАС РФ согласился с мнением апелляционной инстанции и признал условие договора о применении штрафных коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема газа не соответствующим антимонопольному законодательству. В отношении неустойки решение кассации он оставил в силе, признав, что условие о неустойке за невыборку оговоренных объемов газа отвечает требованиям законодательства.
Оспорить в судебном порядке положение договора о взыскании неустойки за невыборку договорного объема газа не удастся. Если подобное условие невыгодно потребителю, не следует подписывать предложенный поставщиком договор. Надо действовать в соответствии с п. 11 Правил поставки газа, то есть направить поставщику протокол разногласий и в случае неполучения подписанного поставщиком протокола в 30-дневный срок со дня его отправления обратиться в суд (постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 325/10).
Закон о газоснабжении в РФ
Статья 26. Антимонопольные правила для организаций — собственников систем газоснабжения
Организациям — собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как: