Подписание договора, содержащего третейскую оговорку, неуполномоченным лицом делает третейское соглашение недействительным, даже если сам договор признан в судебном порядке заключенным и действительным.
В соответствии с действующим законодательством третейское соглашение обязательно заключается в письменной форме.
Однако в предпринимательской деятельности его нередко заключают путем подписания отдельного документа. Чаще соглашение о передаче споров на рассмотрение третейского суда включается в текст основного договора.
Президиум ВАС РФ разъяснил, считается ли действительным третейское соглашение, содержащееся в договоре, который признан судом действительным и заключенным, но подписан неуполномоченным лицом.
Арендодатель и арендатор заключили договор аренды помещений, в котором предусмотрено, что все споры, связанные с ним, передаются на рассмотрение третейского суда.
Арендатору предоставили помещения, он пользовался ими, но арендную плату не вносил. Арендодатель согласно договору обратился в третейский суд, который вынес решение взыскать с арендатора образовавшуюся задолженность.
Поскольку арендатор не исполнил это решение, арендодатель обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное выполнение решения третейского суда.
Суд первой инстанции отказал заявителю в иске, мотивировав решение тем, что в суд представлен не подлинник договора аренды, а его копия. Ответчик факт заключения данного договора от его имени уполномоченным лицом отрицал. В суд было представлено экспертное заключение, подтверждающее подписание договора неизвестным лицом с подражанием подписи генерального директора ответчика.
На этом основании суд признал, что заявитель не подтвердил действительность третейского соглашения и отказал в удовлетворении заявления.
Кассационный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. При несоблюдении указанных правил третейское соглашение считается незаключенным.
Следовательно, действительность третейского соглашения, содержащегося в едином документе, обусловлена его подписанием сторонами.
Применительно к организациям это означает, что третейское соглашение должно быть подписано лицами, обладающими соответствующими полномочиями.
Ссылку заявителя на судебные акты, в соответствии с которыми договор аренды был признан действительным и заключенным, суд не принял, поскольку обстоятельства подписания договора со стороны арендатора уполномоченным лицом арбитражными судами при разрешении данных дел не устанавливались.
Выводы судов основывались лишь на факте одобрения данной сделки путем совершения арендатором фактических действий по использованию указанных в ней помещений.
Кассационная инстанция отметила, что третейское соглашение носит самостоятельный характер и его законность не зависит от законности других условий договора. Поэтому выявления судами воли сторон на установление арендных отношений недостаточно для вывода о действительности третейского соглашения. Ведь его заключение посредством одобрения действующим законодательством не допускается.
При передаче дела в Президиум ВАС РФ тройка судей указала: суды первой и кассационной инстанций неправомерно установили, что между сторонами отсутствовало надлежащим образом оформленное третейское соглашение, подтверждающее их намерение передавать споры на рассмотрение в третейский суд.
В договоре содержалась третейская оговорка, а судебными актами подтверждены действительность договора, факты реального пользования арендованным помещением и одобрение арендатором данной сделки. А значит, третейское соглашение между сторонами было заключено в письменной форме и содержалось в подписанном ими договоре аренды.
Однако Президиум ВАС РФ при рассмотрении дела в порядке надзора поддержал выводы судов первой и кассационной инстанций и оставил заявление о выдаче исполнительного листа без удовлетворения.
При заключении третейского соглашения нужно обращать внимание на полномочия лица, подписывающего документ, и требовать документальное подтверждение его полномочий. Этим вы убережете себя от риска признания третейского соглашения незаключенным (постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 693/10).