На работника организации, осуществляющего техническое облуживание аппаратов по приему платежей, была возложена обязанность по изъятию денежных средств из данной техники. В должностную инструкцию работника с момента начала осуществления им своих обязанностей был внесен соответствующий пункт. Однако договор о материальной ответственности с ним заключен не был. Работник должен был передавать наличные деньги в кассу организации. При этом обнаружилась недостача денежных средств. Он отказывается возмещать недостачу, мотивируя тем, что с ним не был заключен указанный договор. Можно ли взыскать с работника недополученные суммы?
А. Смирнов, Тула
Статья 243 ТК РФ устанавливает случаи, в которых на работника возлагается полная материальная ответственность. Применительно к данной ситуации работодатель должен был заключить с работником договор о полной материальной ответственности. Такой договор заключается с работниками, достигшими 18 лет, которые непосредственно обслуживают или используют денежные, товарные ценности и иное имущество (ст. 244 ТК РФ).
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31.12.2002 № 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых сотрудниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (далее — Перечень). В разделе II этого Перечня указаны работы по обслуживанию торговых и денежных автоматов. Таким образом, у работодателя есть право, но не обязанность, заключить с работником рассматриваемый договор.
В вашем случае такой договор заключен не был. Данное обстоятельство не позволяет работодателю взыскать с работника недополученные суммы. Однако Трудовой кодекс не исключает привлечения работника к материальной ответственности, если в результате судебного разбирательства выяснится вина последнего в совершении административного проступка или преступления, установленного государственным органом (ст. 243 ТК РФ).