Отсутствие непосредственного присоединения к городским коммунальным сетям не может служить основанием для освобождения от платы за превышение предельных норм загрязняющих веществ в сточных водах.
Юридические лица (предприниматели), которым организации водопроводно-канализационного хозяйства предоставляют свои услуги напрямую, именуются абонентами. Это следует из Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.99 № 167.
Абонент — это лицо, имеющее непосредственное присоединение к системам коммунального водоснабжения и канализации. Все остальные, кто не подсоединен к ним напрямую и пользуется их услугами, являются субабонентами. Тем не менее нередко между конечным потребителем и организацией водопроводно-канализационного хозяйства заключаются прямые договоры. Собственники сетей пытаются таким образом обезопасить себя от риска неплатежей, существующего в договорной схеме с абонентом. Парадокс в том, что результат оформления подобных договоров может быть обратным.
Президиум ВАС РФ рассмотрел дело, в котором потребитель, названный в договоре абонентом, пытался использовать в качестве основания для отказа платить за превышение нормативов загрязняющих веществ в сточных водах то, что у него нет непосредственного присоединения к сети.
Предприятие коммунального хозяйства отбратилось в суд с требованием взыскать с него задолженность по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. В ходе судебных разбирательств выяснилось, что между предприятием и абонентом заключен договор водоснабжения. Коммунальные сети абонента присоединены к городской канализации не напрямую, а через арендованный им участок канализационной сети у третьего лица. При этом акт балансовой принадлежности между абонентом и предприятием коммунального хозяйства не согласован.
Предприятие отобрало пробы в сточных водах и обнаружило превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ. На этом основании оно выставило абоненту счета, неоплата которых и послужила поводом для обращения в суд.
Решением суда первой инстанции иск был удовлетворен. Однако апелляционная и кассационная инстанции решили иначе: непосредственное присоединение устройств и сооружений ответчика к канализационным сетям истца является обязательным условием наделения потребителя статусом абонента. При отсутствии такового потребитель абонентом не признается, а значит, требование предприятия безосновательно.
Президиум ВАС РФ опроверг этот довод, указав, что стороны не оспорили договор, не признали его недействительным или незаключенным и продолжают его исполнять.
Суд отметил, что к существенным условиям договора водоснабжения относятся порядок, сроки, тарифы и условия оплаты за превышение норматива сброса сточных вод (п. 13 Правил).
Отсутствие непосредственного присоединения существенным условием не является.
Не может свидетельствовать о незаключенности договора и отсутствие согласованного акта разграничения балансовой принадлежности. Хотя в силу п. 13 Правил границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям отнесены к существенным условиям договора, несогласование сторонами этих границ не означает незаключенность договора.
Президиум ВАС РФ отменил решения судов кассационной и апелляционной инстанций и оставил в силе решение суда первой инстанции (постановление от 07.09.2010 № 3409/10).