Если ФСФР России вынесет акционерному обществу предписание привести обязательное предложение о приобретении акций в соответствие с требованиями законодательства, то заключенный на основании этого предложения договор купли-продажи акций считается расторгнутым.
Лицо, которое приобрело более 30% общего количества акций ОАО, обязано направить остальным акционерам предложение о приобретении у них акций. На это указано в п. 1 ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО).
К такому обязательному предложению предъявляется ряд требований, изложенных в п. 2 и 3 ст. 84.2 Закона об АО. В частности, в предложении отражаются цена приобретения акций, срок принятия обязательного предложения, срок оплаты ценных бумаг. К нему прилагается банковская гарантия, предусматривающая обязательство гаранта оплатить прежним владельцам ценных бумаг их стоимость.
В случае принятия обязательного предложения акционер и лицо, направившее его, оформляют договор купли-продажи акций. Если покупатель не оплатит приобретаемые ценные бумаги в срок, прежний владелец вправе требовать исполнения обязательств по их оплате либо в одностороннем порядке расторгнуть договор купли-продажи и потребовать их возвращения на свой лицевой счет (п. 8 ст. 84.3 Закона об АО).
Обязательное предложение, не соответствующее требованиям Закона об АО, на основании предписания ФСФР России должно быть отозвано. В этом случае заявления владельцев акций об их продаже считаются непоступившими (п. 2.7 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного приказом ФСФР России от 13.07.2006 № 06-76/пз-н).
Признается ли договор купли-продажи при отзыве предложения расторгнутым? На вопрос ответил Президиум ВАС РФ.
ФАС Уральского округа решил, что лицо, направившее обязательное предложение, после заключения договора купли-продажи акций не вправе возвратить акции продавцу без его согласия в случае отзыва своего предложения. И повторное зачисление возвращенных акций на лицевой счет продавца не свидетельствует о расторжении договора купли-продажи акций. У лица, направившего обязательное предложение, остаются обязательства по оплате акций.
Подобная трактовка законодательства означает, что покупатель должен оплатить акции, которыми фактически не владеет.
Дело, по которому ФАС Уральского округа сделал такой вывод, пересмотрел в порядке надзора Президиум ВАС РФ. Региональное отделение ФСФР России вынесло предписание о приведении обязательного предложения в соответствие с законодательством. В нарушение требований Закона об АО к нему не были приложены нотариально заверенные копии банковской гарантии и отчета оценщика о рыночной стоимости акций.
На основании предписания общество отозвало свое обязательное предложение, а акции были зачислены обратно на лицевой счет акционера. После направления нового обязательного предложения и его принятия акционером стороны заключили другой договор купли-продажи тех же ценных бумаг, который был исполнен. Акционер обратился в суд с требованием об оплате акций во исполнение первого договора, считая его нерасторгнутым. Суд первой инстанции требование удовлетворил, апелляционный суд принял противоположное решение, кассация признала первое решение верным. Однако Президиум с этим не согласился, сделав вывод, что первый договор купли-продажи следует считать расторгнутым.
Обязательное предложение — не только определенный этап реализации механизма, предшествовавшего заключению договора купли-продажи. Это прежде всего документ, который должен быть настолько определенным, чтобы, приняв его, можно было достигнуть соглашения по всем условиям договора в целом. Отсутствие в нем существенного условия, определенного законом или иным правовым актом, означает отсутствие заключенного договора.
При отзыве предложения заявления владельцев о продаже принадлежащих им акций, полученные лицом, направившим такое предложение, считаются непоступившими. Исходя из этого отзыв обязательного предложения предполагает возврат акций продавцу. С учетом изложенного договор купли-продажи акций не влечет возникновения у покупателя обязанности по их оплате не только из-за отсутствия в нем существенных условий, но и из-за того, что указанное обязательное предложение было отозвано обществом в порядке исполнения им предписания регионального отделения ФСФР России.
Иное толкование закона приведет к двойной оплате акций, а следовательно, к неосновательному обогащению их владельца. Таким образом, возврат акций на лицевой счет продавца вследствие исполнения предписания ФСФР России свидетельствует о расторжении договора купли-продажи акций (постановление Президиума ВАС РФ от 07.09.2010 № 1652/10).