Действующее законодательство не содержит прямого запрета на применение УСН частными охранными организациями. Поэтому, если ЧОО удовлетворяет критериям, изложенным в ст. 346.12 НК РФ, она вправе применять данный специальный режим налогообложения на общих основаниях. Но из-за специфики охранной деятельности у таких организаций при применении УСН могут возникнуть определенные сложности, о которых мы и расскажем в этой статье.
Правовые основы охранной деятельности
Основным нормативным документом, регламентирующим охранную деятельность, является Закон РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 2487-1).
К охранной деятельности относится оказание услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), обеспечение на охраняемом объекте пропускного режима, консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам защиты от противоправных посягательств, обеспечение правопорядка в местах проведения массовых мероприятий (ст. 3 Закона № 2487-1).
Оказание охранных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел (ст. 11 Закона № 2487-1). Лицензия выдается сроком на пять лет (п. 3 Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 № 600, далее — Положение о лицензировании охранной деятельности).
Охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной (ст. 15.1 Закона № 2487-1).
Уставный капитал частной охранной организации (далее — ЧОО) не может быть менее 100 000 руб. Для ЧОО, оказывающей услуги по вооруженной охране имущества и (или) услуги по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, уставный капитал должен составлять не менее 250 000 руб.
ЧОО не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной.
Постановка на учет в налоговых органах
В силу своей специфики оказание охранных услуг происходит на территории клиента. В этой связи возникает вопрос: образуются ли у ЧОО обособленные подразделения по месту нахождения охранников и необходимо ли ЧОО вставать на учет в налоговых органах по месту оказания охранных услуг?
Статья 11 НК РФ определяет обособленное подразделение как любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на учет в налоговом органе не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (ст. 83 НК РФ).
В Налоговом кодексе нет определения понятия «рабочее место». Поэтому для целей налогообложения применяется определение, содержащееся в других отраслях законодательства.
Определение «рабочее место» содержится в Трудовом кодексе РФ. В нем под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).
Таким образом, для признания мест нахождения охранников обособленными подразделениями нужно, чтобы эти места были оборудованы непосредственно ЧОО и находились под ее контролем. Например, если ЧОО для организации пропускного пункта на территории клиента установила собственный шлагбаум, турникет, стол и стул для охранника или взяла это имущество в аренду и в соответствии с условиями договора на оказание охранных услуг вправе менять это оборудование по своему усмотрению, такой пропускной пункт является обособленным подразделением ЧОО, поскольку именно ЧОО оборудовала данное рабочее место и оно находится под ее контролем.
Если же данное имущество принадлежит клиенту, рабочее место охранника нельзя признать обособленным подразделением ЧОО, так как в этом случае рабочее место находится под контролем клиента, а не ЧОО.
Подобную точку зрения разделяют арбитражные суды (постановления ФАС Московского округа от 02.03.2009 № КА-А40/817-09, от 05.12.2003 № КА-А41/9770-03 и Северо-Западного округа от 24.02.2005 № А05-11368/04-9).
Суды также отмечают, что само по себе выполнение условий договора на оказание охранных услуг и оборудование территории клиента средствами охраны не может быть доказательством оборудования ЧОО стационарных рабочих мест (постановление ФАС Поволжского округа от 14.06.2005 № А65-29434/2004-СА2-9).
Однако налоговые органы на местах часто полагают, что при оказании охранных услуг у ЧОО возникает обособленное подразделение независимо от наличия оборудования по месту нахождения постов охраны, а также от того, каким предприятием оно установлено: охранным или организацией, являющейся объектом охраны (письмо УФНС России по г. Москве от 11.09.2007 № 18-11/3/086094@).
Финансовое ведомство демонстрирует более осторожный подход, указывая, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии обособленного подразделения у ЧОО следует учитывать содержание договора на оказание охранных услуг, фактический характер отношений между ЧОО и ее заказчиком и другие обстоятельства осуществления охранной деятельности. При наличии сомнений Минфин рекомендует обращаться за разъяснениями в налоговый орган по месту регистрации ЧОО (письмо Минфина России от 04.05.2007 № 03-02-07/1-214).
По нашему мнению, если из условий договора на оказание охранных услуг следует, что рабочие места охранников оборудует и контролирует заказчик, у ЧОО обособленного подразделения не возникает и вставать на налоговый учет по месту оказания охранных услуг не нужно. При этом во избежание возможных претензий со стороны налоговиков рекомендуем заручиться письменными разъяснениями своего налогового органа.
Учет расходов
В процессе оказания охранных услуг у ЧОО возникают расходы, обусловленные особенностями оказания подобного рода услуг. При применении УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» у ЧОО могут возникать проблемы с учетом расходов, поскольку при расчете налоговой базы по УСН в составе расходов учитывается только закрытый перечень затрат (ст. 346.16 НК РФ). При этом затраты должны быть экономически обоснованными (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Рассмотрим такие расходы подробнее.
Спецсредства и оружие
При оказании охранных услуг охранникам разрешено применять огнестрельное оружие и специальные средства (ст. 16—18 Закона № 2487-1). Поэтому затраты на их приобретение экономически обоснованны.
Огнестрельное оружие и спецсредства (защитные шлемы и жилеты, наручники, резиновые дубинки) подлежат использованию в течение длительного срока (свыше 12 месяцев). Если их стоимость превышает 20 000 руб., они относятся к основным средствам (п. 1 ст. 256, п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому затраты на их покупку можно учесть в составе расходов при УСН как расходы на приобретение основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Если стоимость оружия и спецсредств составляет 20 000 руб. и менее, они учитываются в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) как затраты на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым. Аналогично учитываются и патроны (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Перечень разрешенных в охранной деятельности оружия и спецсредств дан в приложениях № 2 и 3 к постановлению Правительства РФ от 14.08.92 № 587. А в отношении их количества и количества патронов следует руководствоваться приложением № 5 к этому постановлению.
Оружие и патроны подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах (п. 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.98 № 814).
Таким образом, затраты на оборудование мест хранения оружия и патронов являются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ) и их можно учесть в составе расходов при УСН (п. 2 ст. 346.16 НК РФ) как расходы на приобретение, дооборудование основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) или как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Обязательная периодическая проверка охранников
Необходимым условием для применения огнестрельного оружия и спецсредств является прохождение охранниками периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 16 Закона № 2487-1, п. 15 Положения о проведении органами внутренних дел периодических проверок частных охранников на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, утвержденного приказом МВД России от 15.07.2005 № 568).
Кроме того, в соответствии с подп. «б», «в» п. 4 Положения о лицензировании охранной деятельности лицензионными требованиями и условиями при осуществлении охранной деятельности являются наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, квалификации, отвечающей требованиям Закона № 2487-1 и подтвержденной удостоверениями охранника, а также соблюдение лицензиатом требований нормативных правовых актов РФ, регламентирующих охранную деятельность, оборот оружия и специальных средств. Удостоверение охранника выдается сроком на пять лет, а продление срока его действия осуществляется только после повышения квалификации в образовательных учреждениях, указанных в ст. 15.2 Закона № 2487-1.
Таким образом, затраты на периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия, являются экономически обоснованными и их можно учесть в расходах по УСН как расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и представлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности (подп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Сбор биографических данных охранников
При выдаче оружия ЧОО необходимо иметь достоверные сведения об отсутствии у охранника алкогольной и наркотической зависимости, а также о его непричастности к умышленным преступлениям. С целью сбора такой информации ЧОО прибегают к услугам частных детективов, поскольку сама ЧОО не вправе заниматься подобной деятельностью.
Однако, несмотря на экономическую обоснованность подобных расходов, учесть их в расходах при расчете налогооблагаемой базы по УСН не удастся, поскольку сбор биографических и других характеризующих личность данных относится к услугам сыска, расходы на которые не указаны в ст. 346.16 НК РФ (письмо Минфина России от 16.12.2005 № 03-11-04/2/157).
Проведение огневой и физической подготовки охранников
В целях поддержания хорошей физической формы охранников и их навыка обращения с оружием ЧОО нередко арендуют для них спортзал и помещение для стрельб.
Налоговые органы отказывают в учете подобных расходов на том основании, что они не поименованы в списке разрешенных при УСН расходов (письмо УМНС России по г. Москве от 23.07.2004 № 26-12/49184).
На наш взгляд, данные расходы являются экономически обоснованными, поскольку напрямую связаны с качеством оказания охранных услуг, то есть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. К аналогичным выводам приходят и арбитражные суды (постановление ФАС Московского округа от 05.03.2005 № КА-А41/1387-05).
Таким образом, расходы на аренду спортзала и помещения для стрельб могут быть учтены как арендные платежи за арендованное имущество на основании подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Страхование охранников
В закрытом перечне затрат, определенном ст. 346.16 НК РФ, есть затраты на обязательное страхование работников, имущества и ответственности (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Статьей 19 Закона № 2487-1 определено, что граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством РФ. Указанное страхование осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат.
Однако, по мнению налоговых органов, в настоящее время данное страхование носит добровольный характер, поскольку отсутствуют утвержденные на законодательном уровне условия и порядок его проведения (письма Минфина России от 17.10.97 № 16-00-17-70 и УМНС России по г. Москве от 11.07.2003 № 28-11/38625). Соответственно затраты на проведение страхования не могут быть учтены при расчете налогооблагаемой базы по УСН.
Вместе с тем такая позиция небесспорна. Независимо от того, что отсутствует федеральный закон о данном виде обязательного страхования, частное охранное предприятие обязано застраховать охранников. То есть для него такие расходы являются обязательными.
В арбитражной практике есть пример судебного решения, в котором суд признал, что расходы на обязательное страхование охранников в случае гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий должны производиться не в добровольном порядке (постановление ФАС Московского округа от 17.07.2003 № КА-А40/4740-03).
Суд указал, что норма закона об обязательности страхования охранников является нормой прямого действия. Поэтому довод налоговых органов о том, что при отсутствии утвержденных на законодательном уровне условий и порядка осуществления обязательного страхования оно может осуществляться только на добровольной основе, является необоснованным.
Если ЧОО примет эту точку зрения и учтет затраты на обязательное страхование охранников в целях налогообложения, ей нужно быть готовой отстаивать свою позицию в суде.
Кроме того, страхование охранников является одним из лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности (подп. «в» п. 4 Положения о лицензировании охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 № 600, решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.12.2007 № А60-30714/2007-С5).
На наш взгляд, у организации есть основания учесть такие расходы в качестве расходов на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и представлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности (подп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Создание нормальных условий труда на постах охраны
Трудовой кодекс обязывает работодателя обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. В частности, работодатель должен оборудовать помещения для приема пищи, создать санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи (ст. 223 ТК РФ).
Кроме того, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 22 ТК РФ).
Охранники нередко находятся в закрытых, плохо вентилируемых или неотапливаемых помещениях, а также не имеют возможности отлучаться с объекта охраны для принятия пищи или получения первичной медицинской помощи. Поэтому в целях создания нормальных условий труда ЧОО часто оборудуют рабочие места охранников электрочайником, СВЧ-печью, электроплитой, холодильником и иным оборудованием для приготовления пищи, укомплектовывают посты охраны аптечкой, а также устанавливают вентиляционное и отопительное оборудование (вентиляторы, калориферы, кондиционеры).
Налоговые органы считают, что, поскольку расходы на обеспечение нормальных условий труда в перечне затрат, учитываемых при УСН, напрямую не указаны, их нельзя учесть при применении УСН. В частности, такое мнение было высказано в письме УФНС России по г. Москве от 05.10.2007 № 18-11/3/095267 в отношении расходов на приобретение и установку кондиционеров.
Однако Минфин не разделяет столь категоричную позицию налоговиков. Так, в письме от 07.10.2004 № 03-03-02-05/7 Минфин указал, что расходы на приобретение кондиционера могут быть приняты для целей налогообложения в соответствии со ст. 346.16 НК РФ только в том случае, когда он непосредственно используется при производстве и для получения дохода.
Суды также не возражают против учета расходов на создание нормальных условий труда при расчете налогооблагаемой базы по УСН. В частности, ФАС Поволжского округа в постановлении от 12.01.2006 № А72-5872/05-6/477 признал экономически оправданными расходы «упрощенца» на приобретение кондиционера и электрокалорифера, так как они используются в деятельности, направленной на получение дохода. Аналогичные решения принимали суды и в отношении затрат на питьевую воду (постановления ФАС Уральского округа от 06.10.2008 № Ф09-7032/08-С3 и от 18.07.2007 № Ф09-5444/07-С3).
Таким образом, затраты на приобретение электрочайника, СВЧ-печи, электроплиты, холодильника, калорифера, вентилятора, кондиционера и на оборудование постов охраны аптечкой являются экономически оправданными и непосредственно связаны с ведением охранной деятельности. Соответственно их можно учесть при расчете налогооблагаемой базы по УСН в составе материальных расходов на основании подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Приобретение форменной одежды
Охранники обычно оказывают охранные услуги в специальной форменной одежде, которая позволяет определить их принадлежность к конкретной ЧОО. Данное право им предоставлено ст. 12 Закона № 2487-1.
В статье 346.16 НК РФ затраты на приобретение форменной одежды прямо не поименованы. Однако в этом списке есть затраты на оплату труда, состав которых определяется ст. 255 НК РФ (подп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В частности, согласно п. 5 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в силу законодательства РФ работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в их личном постоянном пользовании. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации.
Таким образом, если ЧОО бесплатно выдает охранникам форменную одежду и эта одежда остается в их личном постоянном пользовании, затраты на ее приобретение можно учесть на основании подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в составе расходов на оплату труда.
В остальных случаях стоимость форменной одежды, приобретенной ЧОО для своих сотрудников, не учитывается в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по УСН, даже в случае, если обязанность работодателя по оплате расходов на приобретение форменной одежды зафиксирована в трудовом или коллективном договоре (письмо Минфина России от 22.04.2008 № 03-11-04/2/75).
***
Итак, в большинстве случаев затраты, связанные со спецификой охранной деятельности, можно учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по УСН. Правда, в отношении некоторых затрат нужно быть готовым отстаивать свою позицию в арбитражном суде.