За негативное воздействие на окружающую среду следует платить. Этого требует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В противном случае организацию могут оштрафовать по ст. 8.41 КоАП РФ. Но всякий ли мусор наносит вред окружающей среде?
Обязаны ли компании, осуществляющие обычную офисную деятельность, в результате которой образуется только бытовой мусор, уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду?
Этот вопрос возник давно. В 2009 г. Президиум ВАС РФ решил, что такие компании не должны платить за негативное воздействие на природу (постановление от 17.03.2009 № 14561/08). Но, несмотря на это, контролирующие органы продолжают настаивать на обратном и привлекают офисные компании к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Более того, они находят поддержку в арбитражных судах. Президиум ВАС РФ вынужден был еще раз высказаться по этому вопросу.
В суд обратилось общество с заявлением об отмене постановления комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации области (далее — комитет) о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ.
В ходе разбирательств было установлено, что общество для осуществления своей деятельности арендует на втором этаже административного здания нежилое помещение под офис общей площадью 6 кв. м, где работают три человека.
При проведении проверки соблюдения обществом законодательства об охране окружающей среды было выявлено, что в результате его хозяйственной деятельности образуются такие виды отходов, как мусор бытовой несортированный (исключая крупногабаритный), мусор от уборки помещений, отходы бумаги, картона от канцелярской деятельности и делопроизводства. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки не вносилась.
По результатам проверки комитет установил, что общество не вело учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от них, а также размещенных отходов с начала своей деятельности, отсутствует паспорт на опасные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности. Комитет вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Суд первой инстанции удовлетворил требования общества и признал постановление комитета незаконным, поскольку был нарушен порядок привлечения к административной ответственности.
В апелляционной инстанции это решение было отменено. Суд указал, что согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Обращением с отходами считается любая деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства.
Таким образом, Закон № 89-ФЗ регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только при производстве продукции, но и в любой деятельности, при осуществлении которой образуются отходы.
Общество размещало отходы (коды по ФККО 9120040001004 — мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), 9120120001005 — мусор от уборки помещений, 1831030001005 — отходы бумаги от канцелярской деятельности и др.) и не вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления. Поэтому его правомерно привлекли к административной ответственности.
Кассационный суд мнение апелляции поддержал.
Рассматривая дело в порядке надзора, Президиум ВАС РФ отметил, что суды апелляционной и кассационной инстанций неверно применили нормы закона.
Общество было привлечено к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления.
Между тем обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц, только если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». К ним относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. В документе перечислены виды вредного воздействия на окружающую природную среду, аналогичные указанным в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Вопрос в том, что понимать под размещением отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ под размещением отходов подразумевается их хранение и захоронение, под хранением — их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением — изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов признается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Место их строительства определяется на основе специальных исследований при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Общество, которое не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ, не может быть привлечено к административной ответственности.
Сказанное относится к компаниям, в результате деятельности которых образуется только обычный офисный мусор. Они не должны уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
С целью приведения арбитражной практики к единообразию Президиум ВАС РФ указал, что содержащееся в его постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и применяется при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел (постановление от 20.07.2010 № 4433/10).