Правительство РФ разработало Правила установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Одной из мер государственного регулирования торговой деятельности является рациональное размещение объектов торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории субъектов РФ в зависимости от количества проживающего населения. Нормативы минимальной обеспеченности населения торговым площадями рассчитываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ на основании методики расчета, утвержденной Правительством РФ (ст. 5 и 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
24 сентября 2010 г. Правительство РФ утвердило Правила установления нормативов минимальной обеспеченности, которые вступили в силу с 12 октября 2010 г. (постановление от 24.09.2010 № 754).
Нормативы устанавливаются по каждому субъекту РФ и входящим в его состав муниципальным районам и городским округам. Они учитываются при разработке документов территориального планирования, генеральных планов, региональных и муниципальных программ развития торговли, а также схем размещения нестационарных торговых объектов, планов организации розничных рынков, ярмарок и иных форм розничной торговли на территории муниципальных образований.
Нормативы рассчитываются на основании базовых показателей минимальной обеспеченности населения торговыми площадями, утверждаемых Правительством РФ для продовольственных и непродовольственных товаров.
Для первого расчета нормативов базовый показатель минимальной обеспеченности торговыми площадями установлен в размере 521 кв. м на 1000 человек, из них для торговых объектов, осуществляющих продажу продовольственными товарами — 159 кв. м и непродовольственными товарами — 362 кв. м.
Правительство РФ по предложению Минпромторга России может корректировать базовые показатели каждые пять лет.
Нормативы утверждаются в составе документов, определяющих направление социально-экономического развития субъектов РФ, и применяются в течение срока действия этих документов. Утверждение новых нормативов не является основанием для пересмотра размещения стационарных и нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения новых нормативов.
Достижение субъектом РФ утвержденных нормативов минимальной обеспеченности будет свидетельствовать об эффективности реализации разработанной им программы развития торговли.