Минфин России в письме от 06.10.2010 № 03-03-06/2/172 изменил свою позицию по вопросу определения срока амортизации имущества, приобретенного у физического лица. К сожалению, новая позиция финансового ведомства не в пользу организаций.
Старая позиция Минфина
Ранее из разъяснений Минфина России можно было сделать вывод, что, определяя норму амортизации по имуществу, приобретенному у физического лица, организация вправе уменьшить срок его полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества этим физическим лицом.
Так, отвечая на вопрос о расчете срока эксплуатации приобретенного импортного автомобиля, бывшего в собственности сначала у физического, а затем у юридического лица, Минфин России разъяснил, что срок эксплуатации автомобиля предыдущими собственниками должен быть подтвержден документально. В частности, документальным подтверждением периода эксплуатации автомобиля у предыдущих собственников для целей применения п. 12 ст. 259 НК РФ (в старой редакции НК РФ) может являться паспорт транспортного средства (письмо Минфина России от 03.08.2005 № 03-03-04/1/142).
Налоговые органы на местах также не возражали против применения п. 12 ст. 259 НК РФ при расчете амортизации по имуществу, приобретенному у физического лица. Например, в письме от 24.03.2006 № 20-12/22859 УФНС России по г. Москве, отвечая на вопрос о начислении амортизации по автомобилю, приобретенному у физического лица, отметило, что организация вправе определить норму амортизации по нему с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) его эксплуатации предыдущим собственником. При этом срок эксплуатации у предыдущего собственника должен быть подтвержден документально.
Новая позиция Минфина
Но начиная с 2009 г. позиция Минфина России по вопросу определения срока службы основных средств, бывших в употреблении, стала меняться.
В письме от 23.09.2009 № 03-03-06/1/608 финансисты указали на то, что, если организация решила уменьшить срок полезного использования приобретенного имущества на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущим собственником, она обязана получить у бывшего хозяина данные о применявшихся в его налоговом учете сроке полезного использования и сроке фактической эксплуатации данного объекта.
Теперь же в письме от 06.10.2010 № 03-03-06/2/172 Минфин России четко заявил, что в случае приобретения основных средств, бывших в употреблении, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом п. 7 ст. 258 НК РФ (в новой редакции НК РФ). Основание — у такого физического лица отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации объектов в порядке, предусмотренном главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Однако Минфин России в письме не пояснил, какое документальное подтверждение соответствует порядку, предусмотренному главой 25 НК РФ. По мнению налоговиков, таким подтверждением является акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1 или ОС-1а), оформленный в установленном порядке (письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 № 20-12/064109).
Наши возражения
С такой позицией Минфина России можно поспорить. Налоговый кодекс не содержит каких-либо специальных положений, ограничивающих применение норм п. 7 ст. 258 НК РФ в отношении определения срока амортизации по имуществу, приобретенному у физического лица. Кроме того, в Кодексе нет специальных требований к документальному подтверждению срока эксплуатации объекта у предыдущего собственника, который необходим для расчета суммы амортизации.
Таким образом, документальное подтверждение начисленной амортизации должно удовлетворять общим требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть документы должны быть оформлены либо в соответствии с законодательством РФ, либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. А если представить такие документы невозможно, документальным подтверждением могут быть любые документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы.
Поскольку физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не ведет налоговый учет, оно не может представить документы по форме № ОС-1 или ОС-1а. На наш взгляд, период эксплуатации имущества у физического лица может быть подтвержден иными документами (например, паспортом транспортного средства, свидетельством о государственной регистрации недвижимости, техпаспортом здания либо копией или выпиской из него с указанием года постройки здания), из которых можно однозначно установить такой срок.
Кроме того, для применения норм п. 7 ст. 258 НК РФ при определении срока амортизации по имуществу, приобретенному у физического лица, не имеет значения, что физическое лицо не устанавливает срок полезного использования имущества в соответствии с правилами главы 25 НК РФ.
В пункте 7 ст. 258 НК РФ говориться о том, что срок полезного использования может быть определен лишь как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их службы, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником. То есть данная формулировка допускает вариативность.
На наш взгляд, у организации есть право выбора: либо принять срок полезного использования, установленный предыдущим собственником, и уменьшить его на время эксплуатации у этого собственника, либо самостоятельно определить срок полезного использования в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, и уменьшить его на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущим собственником.
Что делать налогоплательщикам
К сожалению, судебная практика по этому вопросу пока не сформировалась. Однако, на наш взгляд, суды вряд ли поддержат позицию финансистов. Но если вы хотите избежать споров с налоговиками, лучше последовать разъяснениям Минфина России и не применять положения п. 7 ст. 258 НК РФ при расчете сумм амортизации по имуществу, приобретенному у физического лица, тем более что применение этих норм не обязанность, а право налогоплательщика.