Финансовое ведомство в письме от 18.10.2010 № 03-03-06/1/651 разъяснило, в каком размере можно учесть в целях исчисления налога на прибыль затраты организации на оплату стоимости проезда сотрудника, работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха за границей и обратно.
Трудовой кодекс предоставляет лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта(ст. 325 ТК РФ). Эти суммы можно учесть при расчете налога на прибыль (п. 7 ст. 255 НК РФ).
А как быть, если работник летит на отдых за границу прямым рейсом? В каком размере можно учесть затраты на оплату стоимости проезда сотрудника к месту проведения отпуска и обратно?
Эволюция позиции Минфина
Специалисты финансового ведомства по рассматриваемому вопросу неоднократно меняли свою точку зрения. Сначала они считали, что в составе расходов на оплату труда можно учесть только документально подтвержденные расходы по проезду до аэропорта, в котором работник осуществляет вылет к месту отдыха, расположенному за пределами РФ (письмо Минфина России от 20.12.2005 № 03-03-04/1/431). Свою позицию финансисты обосновывали тем, что согласно ст. 9 Закона РФ от 01.04.93 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» работник, направляющийся на отдых в иностранное государство воздушным транспортом, пересекает пункт пропуска через государственную границу РФ в здании аэропорта, открытого для международных сообщений.
То есть если работник летит за границу через какой-либо город на территории РФ, то в расходы можно включить только стоимость авиаперелета от места посадки до этого города. Если же работник летит прямым рейсом, затраты на авиаперелет включать в расходы нельзя (письмо Минфина России от 08.08.2006 № 03-05-01-04/242).
Однако суды отмечали, что территория РФ заканчивается не в пункте пропуска аэропорта, а при пересечении воздушным судном вертикальной поверхности воздушного пространства, проходящей над линией государственной границы РФ. Поэтому работнику должны компенсироваться расходы не до пункта пропуска в аэропорту, а до пересечения воздушным судном государственной границы, то есть до ближайшего к месту пересечения границы аэропорта (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.08.2007 № А42-328/2007).
Учитывая сложившуюся арбитражную практику, Минфин России в 2009 г. изменил свою позицию и стал считать, что при выезде работника за границу воздушным транспортом без остановки в ближайшем к месту пересечения границы пункте организация вправе включить в состав расходов на оплату труда стоимость проезда до российского аэропорта, ближайшего к месту пересечения границы (письмо Минфина России от 23.03.2009 № 03-03-06/1/183).
И только в 2010 г. финансовое ведомство наконец вплотную приблизилось к фактическим границам РФ, провозгласив, что в случае поездки в отпуск за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы РФ аэропорту в состав расходов на оплату труда можно включить стоимость проезда до границы РФ, подтвержденную справкой транспортной организации о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость авиабилета (письмо Минфина России от 12.04.2010 № 03-03-06/2/72).
Справка справке рознь
Но, несмотря на разъяснения Минфина России, у налогоплательщиков продолжают оставаться вопросы. Дело в том, что авиакомпании зачастую представляют справку только о стоимости перевозки до ближайшего к месту пересечения государственной границы РФ аэропорта. И поскольку ценообразование на международные и внутренние авиаперелеты различается, нередко бывает так, что стоимость перевозки по территории РФ согласно справке превышает стоимость перевозки за границу согласно оплаченному билету.
В комментируемом письме Минфин России обращает внимание налогоплательщиков, что для целей налогообложения прибыли могут быть учтены расходы на приобретение авиабилета только в размере, указанном в справке о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость этого авиабилета, выданной транспортной организацией.
Соответственно налогоплательщик не вправе учесть расходы в размере стоимости перевозки до ближайшего к месту пересечения государственной границы РФ аэропорта на основании справки, выданной транспортной организацией, безотносительно к стоимости билета или в размере фактических расходов работника на оплату перевозки за границу согласно билету.
Как быть компаниям?
На наш взгляд, следует прислушаться к мнению Минфина России и в подобных случаях требовать от авиакомпании сведения о стоимости перевозки в пределах государственной границы РФ, включенной в стоимость конкретного авиабилета на международный рейс.
В первую очередь это касается организаций, финансируемых из федерального бюджета. Ведь они могут включать в расходы на оплату труда фактические затраты на оплату проезда работников к месту использования отпуска на территории РФ и обратно только в порядке, предусмотренном действующим законодательством (п. 7 ст. 255 НК РФ).
Согласно абз. 3 п. 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455, в случае поездки за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы РФ аэропорту работником организации представляется справка о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.
Поэтому, если такая справка представлена не будет, у налогоплательщика отсутствуют основания для включения в состав расходов затрат организации на оплату стоимости проезда сотрудника к месту проведения отпуска и обратно.
Коммерческим организациям также будет трудно подтвердить свои расходы без наличия подобной справки. Несмотря на то что они включают фактические затраты на оплату проезда работников к месту отдыха на территории РФ и обратно в состав расходов на оплату труда в порядке, предусмотренном работодателем (п. 7 ст. 255 НК РФ), самостоятельно рассчитать долю стоимости билета, приходящуюся на перевозку в пределах РФ, они не смогут.
Совет
Авиакомпания может в целях выдачи многочисленных справок северянам издать весьма компактный приказ для соответствующих подразделений. В нем нужно установить, что доля стоимости перелета до российской границы в общей стоимости любого билета определяется пропорционально доле расстояния до российской границы в общем расстоянии от аэропорта до конечного пункта за границей