Минфин России выпустил очередные разъяснения относительно возможности применения механизма уточнения платежа, предусмотренного п. 7 ст. 45 НК РФ, при указании в платежном поручении на перечисление налога ошибочного КБК (письмо от 27.10.2010 № 03-02-08/62).
Позиция Минфина России
К сожалению, комментируемое письмо написано в «лучших» традициях Минфина России, когда на конкретно поставленный вопрос следует весьма туманный ответ, который можно понимать двояко. Речь в письме идет о возможности применить правила п. 7 ст. 45 НК РФ и провести уточнение платежа по ЕНВД на день фактической уплаты налога, если в платежном поручении на перечисление этого налога был ошибочно указан код КБК для НДС.
Минфин России разъяснил, что предусмотренное этой нормой Кодекса уточнение платежа применяется в случае, если допущенная ошибка в оформлении поручения на перечисление налога не повлекла неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В других случаях сумма налога может быть зачтена или возвращена налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Но из этого ответа непонятно, можно ли в данном конкретном случае провести уточнение платежа, или необходимо использовать механизм зачета (возврата). Давайте разбираться.
Каждому бюджету своя часть налога
Суммы ЕНВД зачисляются на единый казначейский счет органа Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 346.33 НК РФ). Распределение сумм ЕНВД по бюджетам осуществляется следующим образом: 90% зачисляется в бюджеты муниципальных районов (п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ), городских округов (п. 2 ст. 61.2 БК РФ), субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 3 ст. 56 БК РФ), 5% — в бюджет ФСС России, 0,5% — в бюджет ФФОМС, 4,5% — в бюджеты ТФОМС (ст. 146 БК РФ).
Суммы НДС, поступившие на единый счет соответствующего органа Федерального казначейства, в полном объеме зачисляются в доходы федерального бюджета (ст. 50 БК РФ). Таким образом, в рассматриваемом случае ошибка в КБК может привести к зачислению сумм налога в бюджет иного уровня.
Что говорил Минфин ранее
В предыдущих своих письмах Минфин прямо указывал, что, если налогоплательщиком была допущена ошибка при указании в платежном документе КБК, налоговый орган вправе принять решение об уточнении платежа в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ. В частности, Минфин не возражал против применения механизма уточнения платежа при перечислении транспортного налога с указанием КБК, предусмотренного для пеней по этому налогу (письмо от 04.05.2009 № 03-02-07/1-217).
Финансовое ведомство допускало уточнение платежа и в случае, когда в платежном поручении на перечисление в бюджет сумм НДС ошибочно был указан КБК другого администратора доходов бюджета (письмо Минфина России от 11.03.2008 № 03-02-07/1-95), а также когда в платежном поручении в поле «КБК» вместо кода налога на имущество организаций был указан код старого налога на имущество предприятий (письмо Минфина России от 17.06.2008 № 03-02-07/1-288). Однако эти разъяснения в основном касались случаев, когда ошибка в КБК не влекла зачисления сумм налога в бюджет другого уровня.
Суды на стороне компаний
На сегодняшний день арбитражная практика по рассматриваемому налогу сложилась в пользу налогоплательщиков. Суды приходят к выводу, что преду-смотренная п. 7 ст. 45 НК РФ процедура уточнения платежа применяется при совершении любых ошибок в платежном поручении, в том числе и неверного указания КБК, если спорная сумма поступила в бюджетную систему РФ (например, постановления ФАС Московского округа от 15.02.2010 № КА-А41/429-10 и от 04.06.2009 № КА-А40/4727-09, Центрального округа от 18.02.2010 № А48-3654/2009, Уральского округа от 19.01.2009 № Ф09-6174/08-С3).
Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 30.03.2009 № Ф03-1121/2009 указал, что подача заявления об уточнении платежей возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом не имеет значения, был в результате ошибки налог зачислен в тот бюджет или нет, поскольку при правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступит в бюджетную систему.
Бюджетная система РФ, как указано в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, — это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Поэтому, даже если в результате ошибки в КБК сумма налога поступила в бюджет другого уровня, обязанность по уплате налога должна быть признана исполненной.
Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 25.02.2010 № 09АП-986/2010-АК пришел к аналогичному выводу. Если в результате ошибки в КБК сумма налога поступила в бюджет другого уровня, можно подать заявление об уточнении платежа по п. 7 ст. 45 НК РФ и обязанность по уплате налога в этом случае признается исполненной.
А ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 08.10.2009 № А45-8082/2009 подчеркнул, что налоговики ошибаются, считая, что уточнение КБК может производиться только в пределах одного и того же бюджета.
Что в итоге
Основным критерием, определяющим возможность применения механизма уточнения платежа по п. 7 ст. 45 НК РФ, является поступление суммы налога в бюджетную систему РФ. Поскольку все налоги подлежат перечислению на единый казначейский счет, только ошибка в самом счете может привести к непоступлению платежа в бюджетную систему РФ и соответственно к невозможности применения в этом случае механизма уточнения платежа.
Следовательно, если счет указан правильно и ошибка заключается в неверном указании КБК, налогоплательщик имеет право подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога, с просьбой уточнить тип и принадлежность платежа.
На основании такого заявления и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) налоговый орган должен принять решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом инспекторы осуществляют пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Справка
Перечисление налогов производится на единый казначейский счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, с которого потом осуществляется распределение указанных поступлений (налоговых доходов) по соответствующим бюджетам на основании кода бюджетной классификации (КБК) (письмо МНС России от 05.03.2002 № БГ-6-10/253). Таким образом, указание в платежном поручении КБК необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами