Ситуация, когда бухгалтер при оформлении платежного поручения на уплату налогов или взносов допускает ошибки, не редкость. Поэтому вопрос, какие именно неточности в оформлении платежки способны привести к неуплате налога (взноса), актуален по сей день. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки и расскажем, как их исправить.
Когда обязанность по уплате налогов считается исполненной
В подпункте 1 п. 3 ст. 45 НК РФ сказано, что обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств. При этом на счете налогоплательщика должно быть достаточно денежного остатка для осуществления платежа.
Однако в том случае, если организация или индивидуальный предприниматель допустили ошибку при указании номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, вследствие чего налог не поступил на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога считается неисполненной (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).
Таким образом, Налоговый кодекс РФ четко выделяет только две ошибки в платежном поручении, которые влекут за собой признание обязанности по уплате налога неисполненной. Это ошибки в номере счета Федерального казначейства и наименовании банка получателя.
В остальных случаях при обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей его неперечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, можно все исправить. Для этого налогоплательщик должен подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке, приложив к нему документы, подтверждающие уплату и перечисление указанного налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика (п. 7 ст. 45 НК РФ).
Основание платежа указывается в поле 106 платежного поручения. Значения этого показателя могут быть такими (п. 5 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденных приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106):
ТП — платежи текущего года;
ЗД — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа;
БФ — текущие платежи физических лиц — клиентов банка (владельцев счета), уплачиваемые со своего банковского счета;
ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);
РС — погашение рассроченной задолженности;
ОТ — погашение отсроченной задолженности;
РТ — погашение реструктурируемой задолженности;
ВУ — погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления;
ПР — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
АП — погашение задолженности по акту проверки;
АР — погашение задолженности по исполнительному документу.
Тип платежа указывается в поле 110 платежного поручения и имеет значения (п. 9 вышеуказанных Правил):
НС — уплата налога или сбора;
ПЛ — уплата платежа;
ГП — уплата пошлины;
ВЗ — уплата взноса;
АВ — уплата аванса или предоплата;
ПЕ — уплата пеней;
ПЦ — уплата процентов;
СА — налоговые санкции, установленные НК РФ;
АШ — административные штрафы;
ИШ — иные штрафы, установленные соответствующими законодательными или иными нормативными актами.
Налоговый период указывается в поле 107. В нем отражается, за какой период (месяц, квартал, полугодие, год) уплачивается налог.
Статус налогоплательщика приводится в поле 101 и может принимать значения 01 — плательщик и 02 — налоговый агент.
В налоговом законодательстве не конкретизировано, что понимать под принадлежностью платежа. Но исходя из форм уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа и запроса на уточнение принадлежности платежа, приведенных в приказе Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н «О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов», можно сделать вывод, что показателями принадлежности платежа являются ИНН, КПП получателя, ОКАТО и КБК.
Таким образом, из приведенных положений НК РФ следует, что, если в платежном поручении на перечисление налога допущена ошибка в указании основания или типа платежа, налоговом периоде, статусе налогоплательщика, а также в ИНН, КПП получателя, ОКАТО и КБК, налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган об уточнении платежа в порядке п. 7 ст. 45 НК РФ. И в этом случае он будет считаться исполнившим обязанность по уплате налога на день его фактической уплаты.
Тем не менее налоговые органы на местах при наличии подобных ошибок в платежном поручении нередко отказывают налогоплательщикам в уточнении платежа и считают обязанность налогоплательщика по уплате налога невыполненной. Как правило, это касается ошибок в указании принадлежности платежа.
справка
Действующие коды бюджетной классификации приведены в приказе Минфина России от 30.12.2009 № 150н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»
Ошибки в ИНН и КПП получателя
Такие ошибки все-таки встречаются, несмотря на то что их выявляет банк при проведении платежа (платежки обычно не проводятся).
Арбитражные суды в подобных случаях встают на сторону налогоплательщика, считая, что неправильный статус не влияет на исполнение обязанности по уплате налога в установленный срок в соответствующий бюджет (постановления ФАС Московского округа от 26.10.2009 № А41-7788/09, от 13.08.2009 № А41-20453/08, от 21.06.2006 № КА-А40/5240-06, от 23.11.2006, 30.11.2006 № КА-А40/11433-06, Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 № А53-1949/2007-С5-14 и Северо-Западного округа от 06.03.2006 № А56-23188/2005).
Ошибки в КБК
Неверное указание КБК считается наиболее распространенной ошибкой, и на нее приходится большинство судебных споров. Это связано с тем, что налоги перечисляются на единый казначейский счет, с которого потом органы Федерального казначейства распределяют указанные поступления (налоговые доходы) по соответствующим бюджетам на основании кода бюджетной классификации (КБК). Таким образом, указание в платежном поручении КБК необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и ошибка в КБК может привести к зачислению сумм налога в бюджет иного уровня.
По этим причинам налоговики обычно отказывают налогоплательщикам в уточнении платежа и предлагают уплатить налог заново с начислением пеней.
Отметим, что ни Минфин России, ни суды не разделяют позицию налоговиков. Минфин России указывает, что, если налогоплательщик допустил ошибку при указании в платежном документе КБК, налоговый орган вправе принять решение об уточнении платежа в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ (письма от 04.05.2009 № 03-02-07/1-217 и от 17.06.2008 № 03-02-07/1-288).
Правда, в письме от 27.10.2010 № 03-02-08/62, отвечая на вопрос о возможности проведения уточнения платежа по ЕНВД по правилам п. 7 ст. 45 НК РФ, если в платежном поручении на перечисление этого налога был ошибочно указан код КБК для НДС, Минфин России дал уклончивый ответ. Он отметил, что предусмотренное п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение платежа применяется в случае, если допущенная налогоплательщиком ошибка в оформлении поручения на перечисление налога не повлекла неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В других случаях сумма налога может быть зачтена или возвращена налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (комментарий к указанному письму Минфина России см. в «БП», 2010, № 45).
Однако арбитражная практика придерживается мнения, что предусмотренная п. 7 ст. 45 НК РФ процедура уточнения платежа применяется при совершении любых ошибок в платежном поручении, в том числе при неверном указании КБК, если спорная сумма поступила в бюджетную систему РФ (постановления ФАС Московского округа от 15.02.2010 № КА-А41/429-10, от 04.06.2009 № КА-А40/4727-09, Центрального округа от 18.02.2010 № А48-3654/2009 и Уральского округа от 19.01.2009 № Ф09-6174/08-С3).
Исправление ошибок
Итак, только ошибки в номере счета Федерального казначейства и наименовании банка-получателя влекут за собой необходимость повторной уплаты налога. В остальных случаях при обнаружении в платежном поручении ошибок, не повлекших за собой неперечисления налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе воспользоваться механизмом уточнения платежа, предусмотренным в п. 7 ст. 45 НК РФ.
Для этого налогоплательщик подает в налоговый орган по месту учета заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить ошибочный реквизит платежного поручения. Заявление составляется в произвольной форме. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие уплату и перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Такими документами являются копия платежного поручения и выписка банка.
Налогоплательщик вправе предложить налоговому органу провести совместную сверку уплаченных налогоплательщиком налогов. Инициатором такой сверки может выступать и налоговый орган.
Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган пересчитывает пени, начисленные на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).
В принципе налогоплательщик может и не подавать заявление в налоговый орган на уточнение платежа. Это его право, но не обязанность. Ведь, если сумма налога поступила в бюджетную систему РФ, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной, даже если в платежном поручении есть ошибки.
Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 07.10.2008 № А42-1319/2008 указал, что в силу п. 7 ст. 45 НК РФ обращение налогоплательщика с соответствующим заявлением в налоговые органы не является обязательным. В рассматриваемом случае налогоплательщик допустил ошибки в оформлении поручений на перечисление налога, указав несуществующий КБК. Но, поскольку остальные реквизиты платежного поручения были заполнены правильно, эта ошибка не повлекла неперечисления налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Поэтому налогоплательщик не обратился в налоговый орган с заявлением о допущенной ошибке.
Суд отметил, что поступления по расчетным документам, в которых не указан КБК или указан несуществующий КБК, относятся к невыясненным поступлениям.
Администратором невыясненных поступлений в федеральный бюджет являются органы Федерального казначейства. При наличии в поле «Назначение платежа» ссылки на перечисление конкретного налога налоговый орган при взаимодействии с органом Федерального казначейства имеет возможность самостоятельно распределить перечисленный платеж в соответствующие бюджеты.
Все же лучше не обострять ситуацию и, обнаружив ошибку в платежном поручении, подать заявление на уточнение платежа.
справка
Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@
Платежка для страховых взносов
С этого года организации и предприниматели каждый месяц перечисляют страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Платежные поручения на перечисления этих взносов также должны быть правильно оформлены.
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента предъявления в банк платежных поручений на перечисление указанных взносов (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Как и в случае уплаты налогов, на расчетном счете организации или индивидуального предпринимателя должно быть достаточно средств для перечисления взносов.
В отличие от законодательства о налогах и сборах в подп. 4 п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ сказано, что, если при заполнении платежного поручения будут неверно указан номер счета Федерального казначейства, КБК или наименование банка получателя, обязанность по уплате взносов не будет признана исполненной. Поэтому бухгалтерам при оформлении платежных поручений во внебюджетные фонды следует быть особенно внимательными.
Своеобразную инструкцию по заполнению платежного поручения на уплату взносов на пенсионное и медицинское страхование выпустил Пенсионный фонд (письмо от 08.12.2009 № 30/187).
Специалисты ПФР рекомендуют при заполнении платежных поручений руководствоваться положением ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П о безналичных расчетах в Российской Федерации и приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации». Таким образом, бухгалтер должен заполнять платежки во внебюджетные фонды так же, как и при уплате налогов.
Обратите внимание: в названном письме специалисты Пенсионного фонда советуют при заполнении поля 101 платежного поручения организациям указывать значение 01, а индивидуальным предпринимателям — 09. А вот ФСС России на этот счет придерживается иного мнения. В письме ФСС России от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 разъяснен порядок заполнения этого поля. Специалисты соцстраха считают, что в данном поле плательщикам взносов на обязательное социальное страхование в связи с временной нетрудоспособностью и в связи с материнством следует отражать значение 08 — плательщик иных платежей, осуществляющий перечисления в бюджетную систему РФ.
На наш взгляд, бухгалтерам при заполнении платежек лучше придерживаться мнения каждого фонда. Это поможет избежать споров.
справка
Невыясненные поступления, по расчетным документам которых в текстовом поле «Назначение платежа» не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления (п. 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н)