Земельные участки, расположенные вдоль автодорог и относящиеся к землям, ограниченным в обороте, приобрести в собственность нельзя, поскольку действующее законодательство не содержит прямых указаний на возможность их приватизации (постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 № 7454/10).
Земельным кодексом РФ предусмотрено, что собственники зданий, строений, сооружений на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на их приватизацию (ст. 36 Земельного кодекса РФ). Но если земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, приватизировать его нельзя, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ).
К землям, ограниченным в обороте, в частности, относятся земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров (подп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ).
Суды, как правило, подтверждают правильность отказов территориальных управлений Рос-имущества в приватизации земельных участков, выделенных для нужд транспорта (постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.01.2010 № А44-521/2009 и Северо-Кавказского округа от 14.08.2009 № А32-25387/2008).
В начале этого года ФАС Московского округа признал отказ Росимущества в приватизации земельного участка незаконным, поскольку пришел к выводу, что закон ограничивает в обороте не все земли транспорта, а только предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов и отведенные для их перспективного развития (постановление от 13.04.2010 № КГ-А41/2964-10). Это выбивающееся из общей практики дело и стало предметом разбирательства в Президиуме ВАС РФ.
Общество приобрело по договору купли-продажи не завершенный строительством жилой дом. Земельный участок, на котором он расположен, относится к категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения» и находится в государственной собственности.
Главой муниципального района был утвержден проект границ земельного участка. Затем он был поставлен на кадастровый учет. Общество, имея на руках весь необходимый пакет документов, обратилось в территориальное управление Росимущества с просьбой о приватизации земельного участка.
Территориальное управление удовлетворило просьбу и вынесло распоряжение о предоставлении участка в собственность общества.
Пакет документов был направлен в Росимущество для заключения договора купли-продажи земельного участка. Однако из Росимущества пришло письмо об отказе в заключении договора на основании подп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Общество не согласилось и обратилось в суд.
Суды первой и кассационной инстанций удовлетворили исковые требования и признали действия Росимущества незаконными.
Они исходили из того, что в силу ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
обратите внимание
На основании норм этой статьи также не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
В соответствии с ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, а также отведенные для их перспективного развития.
Рассматриваемый участок имеет целевое использование — под автодорогу Москва — Рига и к обеспечению деятельности морских и речных портов и их перспективного развития не относится. Таким образом, ограничению при отчуждении подлежат не все земли категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения», а только предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов и отведенные для их перспективного развития. Следовательно, остальные земли данной категории являются предметом гражданского оборота, в том числе земельный участок, истребуемый заявителем.
Перечень не подлежащих отчуждению земельных участков из категории земель транспорта носит исчерпывающий характер и расширенному толкованию не подлежит.
Кроме того, в соответствии со ст. 90 Земельного кодекса РФ в числе субъектов пользователей земель категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения» предусматриваются их собственники, из этого следует, что действующее законодательство устанавливает возможность предоставления таких земель в собственность.
ВАС РФ с подобной трактовкой не согласился.
По его мнению, суды сделали вывод в нарушение норм Земельного кодекса РФ и ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», содержащих запрет на отчуждение земельных участков, ограниченных в обороте.
Кроме того, в ст. 90 Земельного кодекса РФ не закреплены основания и возможности отчуждения в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте и относящихся к землям транспорта.
В пункте 1 ст. 24 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и указанным федеральным законом.
Принимая во внимание, что в Земельном кодексе РФ есть запрет на отчуждение в частную собственность ограниченного в обороте земельного участка, а в Федеральном законе от 08.11.2007 № 257-ФЗ нет прямых указаний на возможность предоставления в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, для размещения автомобильных дорог, ВАС РФ пришел к выводу, что оснований для выводов судов о неправомерности отказа в приватизации земельного участка не было.