При игнорировании предписания по демонтажу незаконно установленной рекламной конструкции она может быть демонтирована во внесудебном порядке (постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 № 8263/10).
При разрешении дел, связанных с демонтажем незаконно установленных рекламных конструкций, в арбитражной практике используют два противоположных подхода. Одни суды считают, что подобный демонтаж возможен во внесудебном порядке (постановление ФАС Поволжского округа от 11.05.2010 по делу № А65-4020/2009). По мнению других, он может быть проведен либо в добровольном порядке, либо по решению суда (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.2010 № А31-7567/2009 и Северо-Западного округа от 21.07.2010 № А13-3163/2010).
Чтобы выработать единый подход, одно из аналогичных дел рассмотрел Президиум ВАС РФ.
Индивидуальный предприниматель обратился в суд с иском о признании незаконными действий управления наружной рекламы города по демонтажу рекламных конструкций, а также по их удержанию до возмещения расходов на демонтаж, транспортировку и хранение.
В ходе судебных разбирательств выяснилось, что предприниматель установил рекламные конструкции незаконно, без соответствующего разрешения. Ему были вынесены предписания демонтировать самовольно установленные рекламные конструкции. Однако предприниматель не исполнил предписания. Тогда управление по договору со сторонней организацией демонтировало конструкции и передало их этой организации на хранение.
Предприниматель, считая, что действия управления нарушают его конституционные права и самовольно установленные рекламные конструкции могут быть демонтированы только по судебному решению, обратился в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования истца, поскольку, по их мнению, в силу ст. 19 Закона о рекламе обязанность по демонтажу рекламной конструкции возникает у собственника как на основании предписания органа местного самоуправления, так и в случае аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции или признания его недействительным. При этом данная обязанность должна быть исполнена добровольно. В противном случае орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском о принудительном демонтаже рекламной конструкции.
Кассационный суд эти решения отменил. Согласно ч. 2 ст. 65 и ч. 4 ст. 200 АПК РФ для удовлетворения заявления о признании оспариваемых действий незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: оспариваемые действия нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку предприниматель, устанавливая рекламные конструкции без разрешения, действовал противоправно, их демонтаж не может ущемлять его законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности. А отсутствие доказательств нарушенного права является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Президиум ВАС РФ согласился с решением кассационной инстанции.
Значит, в решении вопроса о демонтаже незаконных рекламных конструкций без решений судов теперь выработана единая позиция.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе самостоятельно, не обращаясь в суд, демонтировать незаконные рекламные конструкции и предъявить собственнику счет на возмещение понесенных при этом расходов.