Многие организации для совершения нотариальных действий вызывают нотариуса к себе в офис. Обходится такой вызов недешево. Как учитывать подобные расходы при расчете налога на прибыль?
Все зависит от вида расхода
Оплата нотариусу за выезд к клиенту, как правило, включает в себя стоимость нотариальных действий, вызова нотариуса и компенсацию транспортных расходов. Рассмотрим каждый расход отдельно.
Нотариальные действия
С этим видом расхода проблем не возникает. Налоговый кодекс разрешает учесть при расчете налога на прибыль плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Тарифы за совершение нотариальных действий установлены Основами законодательства РФ о нотариате от 11.02.93 № 4462-1. Этим документом предусмотрено, что государственный нотариус за совершение нотариальных действий, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимает государственную пошлину в размерах, установленных в ст. 333.24 и 333.25 НК РФ. За совершение нотариальных действий, по которым не предусмотрена обязательная форма, государственный нотариус взимает нотариальный тариф в размере, установленном ст. 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате. Если нотариальные действия совершаются вне помещений нотариальной конторы, нотариальный тариф уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза (подп. 1 п. 1 ст. 333.25 НК РФ и п. 2 ст. 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате).
Нотариальные действия частных нотариусов оплачиваются в аналогичных размерах.
Таким образом, плату нотариусу (частному или государственному) за совершение нотариальных действий в офисе организации можно учесть в расходах при исчислении прибыли только в размере, установленном Основами законодательства РФ о нотариате и увеличенном в полтора раза (письмо УФНС России по г. Москве от 04.07.2008 № 20-12/063566). Плата за нотариальное оформление сверх этого размера в целях налогообложения прибыли не учитывается (п. 39 ст. 270 НК РФ). Такой же позиции придерживается и Минфин России (письмо от 20.05.2005 № 03-03-01-04/2/91).
Транспортные расходы
Помимо платы за совершение нотариальных действий организация при вызове нотариуса в офис возмещает ему фактические транспортные расходы (ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате). Но при условии, что нотариус представит подтверждающие документы.
Обратите внимание: указанные расходы нельзя учесть в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ. Для учета компенсации нотариусу транспортных расходов нужно использовать подп. 49 п. 1 ст. 252 НК РФ.
Вызов нотариуса
Плату за вызов нотариуса в офис признать в расходах на основании подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ нельзя. Это связано с тем, что такой платеж не является платой за нотариальное оформление. На наш взгляд, такую плату можно учесть в прочих расходах как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Ведь в целях налогообложения прибыли могут учитываться любые расходы независимо от того, упомянуты они в соответствующих статьях Налогового кодекса или нет. Главное, чтобы они отвечали критериям ст. 252 НК РФ и не были прямо поименованы в ст. 270 НК РФ. Именно такой подход к признанию расходов предлагает использовать Минфин России (письмо от 28.04.2010 № 03-03-05/97).
Консультации нотариусов
Зачастую нотариусы не только заверяют документы, но и оказывают различные консультационные услуги (например, юридические — помощь в оформлении договора).
Минфин России не против учета таких расходов. Компании могут отразить их в налоговом учете. Ведь на основании подп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги. Такая позиция изложена в письме Минфина России от 16.11.2010 № 03-03-06/2/198.
Документальное оформление
Чтобы включить расходы в налоговую базу, компания должна документально подтвердить произведенные затраты (ст. 252 НК РФ). Минфин России обращает внимание на то, что документы, подтверждающие расходы на услуги нотариуса, составляются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если необходимая форма документов в указанных альбомах отсутствует, первичка должна содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (письмо Минфина России от 16.11.2010 № 03-03-06/2/198).
Свою точку зрения по поводу документов, подтверждающих нотариальные действия, высказывали и налоговики. В письме МНС России от 14.04.2004 № 33-0-11/285@ говорится, что в этом случае первичным документом является выписка из реестра нотариальных действий, оформленная нотариусом.
Расходы на вызов нотариуса в офис могут быть оформлены корешком приходного ордера, в котором указано, что сумма получена в уплату за вызов нотариуса в офис для совершения нотариальных действий, перечисленных в выписке из реестра нотариальных действий от такого-то числа. К нему целесообразно приложить приказ или распоряжение руководителя организации, в котором отражена необходимость вызова нотариуса в офис.