В середине апреля Правительство РФ наконец утвердило Правила перевозки грузов автомобильным транспортом. Они должны были появиться намного раньше. Главное, что теперь пробел относительно специальных правил в отношении данного вида перевозок восполнен. Что же нового в жизни перевозчиков, водителей, грузоотправителей и грузополучателей произойдет с принятием этого документа?
Сегодня вопросы перевозки грузов регулируются двумя законодательными актами — Гражданским кодексом РФ (глава 40 «Перевозки») и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — Устав) (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 3 Устава право утверждать правила перевозок грузов автомобильным транспортом делегировано Правительству РФ, что оно и сделало, приняв постановление от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом» (далее — Правила) спустя несколько лет. Чем объяснить такую задержку, гадать не будем, перейдем к главному — Правилам. Что же с их вступлением в силу изменится для сторон договора перевозки грузов?
Сразу отметим, что Правила обогащают понятийный аппарат. В дополнение к понятийному аппарату Устава — понятиям грузоотправителя, грузополучателя, заказа-наряда, груза, перевозчика, путевого листа, транспортной накладной и т.д. — добавлены понятия «сопроводительная ведомость», «партия груза», «грузовое место», «тяжеловесный груз», «крупногабаритный груз», «делимый груз».
Перейдем к основным разделам Правил.
Порядок заключения договора
Правила практически слово в слово повторяют нормы ГК РФ и Устава о порядке заключения договора перевозки груза. А именно: данный вид договора может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя. При этом его заключение подтверждается транспортной накладной.
Правилами также установлено, что заказ подается грузоотправителем перевозчику, который в свою очередь обязан рассмотреть его и в течение трех дней с даты его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ.
Давайте разберемся, а имело ли правительство право вторгаться в регулирование порядка заключения договора перевозки груза.
Обратимся к ст. 784 ГК РФ. В ней сказано, что условия перевозки грузов, ответственность сторон по ней определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В свою очередь, в ст. 3 Устава, в соответствии с которой разработаны принятые Правила, сказано: правила перевозки грузов автомобильным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
В пункте 6 ст. 8 Устава, регулирующей вопросы заключения договора перевозки грузов, предусмотрена возможность установления в правилах перевозки грузов только обязательных реквизитов заказа (заявки) и порядка их оформления.
Согласитесь, что трехдневный срок для акцепта не относится ни к тому, ни к другому.
Исходя из сказанного у правительства нет полномочий устанавливать дополнительные требования к порядку заключения договора перевозки. В связи с этим оно было не вправе определять срок для акцепта.
Кроме того, по нашему мнению, положение Правил, обязывающее перевозчика обосновать свой отказ от акцепта, противоречит нормам главы 28 «Заключение договора» ГК РФ. Ведь сторона, направляющая оферту, в данном случае заказ, может сама определить срок акцепта.
Превышение полномочий — хороший повод оспорить этот нормативный правовой акт в суде.
Теперь перейдем к дальнейшим действиям в рамках заключаемого договора.
Итак, в соответствии с Правилами при рассмотрении заказа перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки грузов и заполняет п. 8—11, 13, 15 и 16 транспортной накладной. Ее форма утверждена в приложении № 4 к Правилам.
Транспортная накладная составляется, если иное не установлено договором, на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (оригиналах) — грузоотправителю, грузополучателю и перевозчику.
Накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком и заверяется печатью перевозчика и печатью грузоотправителя, если таковым является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Любые исправления в ней также заверяются подписями и печатями обеих сторон.
Обратите внимание: перевозчик (водитель) подписывает транспортную накладную только по завершении погрузки. При необходимости в графе 12 делаются замечания и оговорки при приеме груза.
Правила гласят: при изменении условия перевозки, например переадресации, в пути следования это отмечается перевозчиком в транспортной накладной. Однако данное правило исправления документа в одностороннем порядке идет в разрез с требованием двустороннего заверения подписями и печатями любых изменений в транспортной накладной. Можно предположить, что на практике эта нестыковка вызовет различные споры.
Подача транспортных средств и предъявление груза
И статьей 791 ГК РФ, и ст. 9 Устава определено, что перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятым от него заказом (заявкой), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправленные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В случае подачи непригодных транспортных средств грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора.
Правилами установлены еще два повода для расторжения договора грузоотправителем в одностороннем порядке:
- подача транспортного средства и контейнеров в пункт погрузки с опозданием. Под опозданием понимается задержка более двух часов от согласованного сторонами времени;
- непредъявление водителем грузоотправителю документа, удостоверяющего личность, и путевого листа.
Учтите, что при отказе от договора по причине непригодности транспорта для перевозки грузоотправитель также может взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза — 20% платы за перевозку, если иное не установлено договором.
Что касается ответственности перевозчика по двум другим нарушениям, в п. 3 ст. 34 Устава для перевозчика при задержке им транспортного средства предусмотрена ответственность. А вот за непредъявление водителем соответствующих документов ответственности ни в ГК РФ, ни в Уставе не закреплено. Об этом надо помнить при заключении договора перевозки. На наш взгляд, в его текст неплохо было бы включить ответственность перевозчика за горе-водителя.
Отправитель груза должен в свою очередь также предъявить груз. В Правилах подробно описывается, какие требования предъявляются к грузу, например по маркировке. На этом останавливаться не будем.
Отметим, что хотя в Правилах ничего не говорится о правах перевозчика отказаться от договора в случае непредъявления груза, он вправе сделать это в силу п. 5 ст. 10 Устава, а также взыскать с грузоотправителя штраф.
Срок погрузки (выгрузки)
Обратите внимание: если стороны не зафиксировали в договоре сроки погрузки (выгрузки), придется соблюдать сроки погрузки (выгрузки), установленные в приложении № 6 к Правилам. В частности, на бетоносмеситель (до тонны включительно) правительство отвело четыре минуты.
Доставка и переадресация
На доставку груза в городском и пригородном сообщении отведены сутки, а в междугороднем и международном сообщениях — сутки на каждые 300 км.
В Правилах подробно прописан порядок переадресации груза в случае, когда грузополучатель отказывается его принимать.
Водитель должен с использованием средств связи проинформировать перевозчика о дате, времени и причинах отказа. В свою очередь перевозчик письменно либо с использованием средств связи обязан уведомить грузоотправителя об этом и запросить указание о переадресации груза. Если перевозчик в течение двух часов после этого не получил от отправителя груза новый адрес доставки, он письменно уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает соответствующее указание водителю. Чем оправдан столь короткий промежуток времени, неизвестно. К слову, Правила не уточняют, что речь идет о двух часах рабочего времени. Поэтому мы рекомендовали бы оговаривать это в договорах или определять в них другие временные промежутки на переадресацию.
И другие требования
В Правилах также детально рассмотрены необходимые процедуры погрузки груза в контейнер, особенности определения массы груза, его опломбирования, а также порядок составления актов и оформления претензий. Предусмотрен отдельный раздел, посвященный особенностям перевозки отдельных видов груза. Очень подробно описан договор фрахтования.
Правила вступят в силу по истечении трех месяцев после дня официального опубликования, за исключением требований к перевозке опасных и скоропортящихся грузов. Они будут осуществляться в соответствии с европейскими соглашениями и вступят в силу через год. На момент подписания номера документ официально опубликован не был.