В середине апреля Правительство РФ утвердило Правила перевозки грузов
автомобильным транспортом. Теперь пробел относительно специальных правил в отношении
данного вида перевозок восполнен. Что же нового в жизни перевозчиков, водителей,
грузоотправителей и грузополучателей появится с их принятием?
Сегодня вопросы перевозки грузов регулируются двумя законодательными актами — Гражданским кодексом РФ (глава 40 «Перевозки») и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — Устав) (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 3 Устава право утверждать правила перевозок грузов автомобильным транспортом делегировано Правительству РФ, что оно и сделало, приняв постановление от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом» (далее — Правила) спустя несколько лет. Что же изменится для всех сторон договора перевозки грузов с вступлением Правил в силу?
Начнем с понятийного аппарата.
Принятые Правила обогащают его. В дополнение к понятийному аппарату Устава (понятиям грузоотправителя, грузополучателя, заказа-наряда, груза, перевозчика, путевого листа, транспортной накладной и т.д.) в Правилах даны понятия:
«сопроводительная ведомость» — документ, служащий для учета и контроля использования контейнера;
«партия груза» — груз одного или нескольких наименований, перевозимый по одному товарораспорядительному документу;
«грузовое место» — упакованный или затаренный материальный объект в контейнере, съемном кузове, таре (упаковке), транспортном пакете, цистерне, принятый для перевозки;
«тяжеловесный груз» — груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств;
«крупногабаритный груз» — груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает предельно допустимые габариты транспортных средств;
«делимый груз» — груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на двух или более грузовых местах.
Теперь перейдем к основным разделам Правил.
Порядок заключения договора
Правила практически слово в слово повторяют нормы ГК РФ и Устава о порядке заключения договора перевозки груза. А именно: данный вид договора может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя. При этом его заключение подтверждается транспортной накладной.
Правилами, кроме того, установлено, что заказ подается грузоотправителем перевозчику, который в свою очередь обязан рассмотреть его и в течение трех дней со дня принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ.
Давайте разберемся, а вправе ли было правительство вмешиваться в регулирование порядка заключения договора перевозки груза.
Обратимся к ст. 784 ГК РФ. В ней сказано, что условия перевозки грузов, ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В свою очередь, в ст. 3 Устава, в соответствии с которой и разработаны принятые Правила, сказано, что правила перевозки грузов автомобильным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
В пункте 6 ст. 8 Устава, регулирующем вопрос о заключении договора перевозки грузов, предусмотрена возможность установления в правилах перевозки грузов только обязательных реквизитов заказа (заявки) и порядка их оформления.
Согласитесь, что трехдневный срок для акцепта не относится ни к тому, ни к другому.
Исходя из вышесказанного у правительства нет полномочий устанавливать дополнительные требования к порядку заключения договора перевозки. В связи с этим оно было не вправе определять срок для акцепта.
Кроме того, по нашему мнению, положение Правил, обязывающее перевозчика обосновать свой отказ от акцепта, противоречит нормам главы 28 «Заключение договора» Гражданского кодекса, так как сторона, направляющая оферту, в данном случае заказ, вправе сама определить срок акцепта.
Превышение полномочий — хороший повод оспорить данный нормативный правовой акт в суде.
Но что же делать, если ваше предприятие получило заказ на перевозку груза и оно готово его выполнить, но на других условиях. В этом случае необходимо заявить о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено. Такой ответ хоть и признается в силу ст. 443 ГК РФ отказом от акцепта, но он является новой офертой. Как правило, на транспортных предприятиях существуют разработанные типовые договоры перевозок, поэтому сделать предложение о своих условиях перевозки для них не составит труда.
Теперь перейдем к дальнейшим действиям в рамках заключаемого договора.
Итак, в соответствии с Правилами при рассмотрении заказа перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки грузов и заполняет п. 8—11, 13, 15 и 16 транспортной накладной. Ее форма утверждена в приложении № 4 к Правилам.
Транспортная накладная должна составляться, если иное не установлено договором, на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (оригиналах): грузоотправителю, грузополучателю и перевозчику.
Эта накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком и заверяется печатью перевозчика и печатью грузоотправителя, если таковым является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Любые исправления в ней также заверяются подписями и печатями обеих сторон.
Обратите внимание, что перевозчик (водитель) подписывает транспортную накладную только по завершении погрузки. При этом в случае необходимости в графе 12 делаются замечания и оговорки при приеме груза.
Правила гласят: в случае изменения условия перевозки, например переадресации, в пути следования это отмечается перевозчиком в транспортной накладной. Однако данное правило исправления документа в одностороннем порядке идет вразрез с требованием двустороннего заверения подписями и печатями любых изменений в транспортной накладной. Можно предположить, что в жизни эта нестыковка вызовет различные споры.
Подача транспортных средств и предъявление груза
И статьей 791 ГК РФ, и ст. 9 Устава определено, что перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятым от него заказом (заявкой), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправленные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. При этом в случае подачи непригодных транспортных средств грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора.
Правилами установлены еще два повода для расторжения договора грузоотправителем в одностороннем порядке:
подача транспортного средства и контейнеров в пункт погрузки с опозданием.
Под опозданием понимается задержка более двух часов от согласованного сторонами времени;
непредъявление водителем грузоотправителю документа, удостоверяющего личность, и путевого листа.
Учтите, что при отказе от договора по причине непригодности транспорта для перевозки грузоотправитель также может взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза — 20% от платы за перевозку, если иное не установлено договором.
Что касается ответственности перевозчика по двум другим нарушениям, то п. 3 ст. 34 Устава для перевозчика в случае задержки им транспортного средства ответственность предусмотрена. А вот за непредъявление водителем соответствующих документов ответственности ни в ГК РФ, ни в Уставе не закреплено. Этот факт следует учитывать при заключении договора перевозки и, на наш взгляд, в его текст неплохо было бы включить ответственность перевозчика за горе-водителя.
Отправитель груза должен в свою очередь также предъявить груз.
К сведению
В соответствии с п. 4 ст. 10 Устава груз считается не предъявленным для перевозки грузоотправителем в случаях:
1) предъявления груза для перевозки с опозданием;
2) предъявления для перевозки груза, направленного в иной пункт назначения, чем установлено договором на перевозку груза;
3) предъявления для перевозки груза, не предусмотренного договором перевозки груза;
4) несоответствия состояния предъявленного для перевозки груза требованиям, установленным правилами перевозок грузов, и неприведения груза грузоотправителем в соответствие с указанными требованиями в срок, установленный договором перевозки грузов.
Отметим, что в Правилах ничего не говорится о правах перевозчика отказаться от договора в случае непредъявления груза, он вправе сделать это в силу п. 5 ст. 10 Устава, а также взыскать с грузоотправителя штраф.
Состояние груза признается соответствующим требованиям, если:
- груз подготовлен, упакован и затарен согласно стандартам, техническим условиям и иным нормативным документам на груз, тару и упаковку;
- груз маркирован в соответствии с установленными Правилами требованиями при перевозке груза в таре или упаковке;
- масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.
При предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке ст. 3 Устава обязывает грузоотправителя маркировать каждое грузовое место. Однако в п. 36 Правил предусмотрена возможность передачи маркировки грузовых мест перевозчику по соглашению сторон.
Маркировка грузовых мест состоит из основных, дополнительных и информационных надписей, а также манипуляционных знаков.
К основным маркировочным надписям относятся:
- полное или сокращенное наименование грузоотправителя и грузополучателя;
- количество грузовых мест в партии груза и их номера;
- адреса пунктов погрузки и выгрузки.
К дополнительным относится машиночитаемая маркировка с использованием символов линейного штрихового кода, двумерных символов, радиочастотных меток, в том числе символов автоматической идентификации и сбора данных о грузе.
К информационным — масса грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах), линейные размеры грузового места, если один из параметров превышает один метр.
Манипуляционные знаки — это условные знаки, наносимые на тару или упаковку для характеристики способов обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке.
Маркировка осуществляется нанесением вышеуказанных надписей непосредственно на грузовое место или с помощью наклеивания ярлыков.
Обратите внимание, что при перевозке однородных штучных грузов отдельные маркировочные надписи (кроме массы груза брутто и нетто) не наносятся, за исключением мелких партий грузов.
В случае перевозки однородных штучных грузов в таре в адрес одного грузополучателя в количестве пяти и более грузовых мест допустима маркировка не менее четырех грузовых мест.
При перевозке груза навалом, насыпью или наливом маркировка вообще не производится.
Срок погрузки (выгрузки)
Обратите внимание: если сроки погрузки (выгрузки) не установлены сторонами в договоре, придется соблюдать сроки погрузки (выгрузки), установленные в приложении № 6 к Правилам. К примеру, на бетоносмеситель (до тонны включительно) правительство отвело четыре минуты.
Также следует не забывать, что время, необходимое для подготовки груза к перевозке, в эти сроки не включается.
В отношении времени подачи транспортного средства под погрузку и выгрузку с принятием Правил ничего не изменилось. В первом случае оно исчисляется с момента предъявления водителем грузоотправителю документа, удостоверяющего личность и путевого листа, а во втором — с момента предъявления водителем грузополучателю транспортной накладной.
Масса груза и опломбирование транспортных средств
В определении массы груза никаких изменений по сравнению с действующим законодательством не произошло. Единственное, на что стоит обратить внимание, это то, что правительство определило способы определения массы груза. Их два:
- взвешивание;
- расчет на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации на него.
Запись о массе груза и способе ее определения обязательно делается в транспортной накладной. Ее делает грузоотправитель, если иное не установлено договором.
Порядок опломбирования транспортных средств и контейнеров, напротив, очень подробно прописан в Правилах.
Итак, какие же требования предъявляются Правилами к опломбированию?
Оттиск пломбы должен иметь контрольные знаки (сокращенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) или уникальный номер.
При этом вид и форма пломбы должны быть указаны в транспортной накладной.
Пломбы, навешиваемые на кузова транспортных средств, фургоны, цистерны или контейнеры, их секции и отдельные грузовые места, не должны допускать возможности доступа к грузу и снятия пломб без нарушения их целостности.
Они навешиваются:
- у фургонов или их секций — на дверях по одной пломбе;
- у контейнеров — на дверях по одной пломбе;
- у цистерн — на крышке люка и сливного отверстия по одной пломбе, за исключением случаев, когда по соглашению сторон предусмотрен иной порядок опломбирования;
- у грузового места — от одной до четырех пломб в точках стыкования окантовочных полос или других связочных материалов.
Опломбирование кузова транспортного средства, укрытого брезентом, производится только в случае, если соединение брезента с кузовом обеспечивает невозможность доступа к грузу.
Пломба навешивается на проволоку и зажимается тисками так, чтобы оттиски с обеих сторон были читаемы, а проволоку нельзя было извлечь из пломбы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательно осмотрена и в случае обнаружения дефекта заменена другой.
Перевозка с неясными оттисками установленных контрольных знаков на пломбах, а также с неправильно навешанными пломбами запрещается.
Опломбирование отдельных видов грузов может осуществляться способом их обандероливания, если это предусмотрено договором перевозки груза.
Применяемые для обандероливания грузов бумажная лента, тесьма и другие материалы не должны иметь узлы и наращивания. А каждое место скрепления между собой используемого упаковочного материала должно маркироваться штампом или оттиском печати грузоотправителя.
Обандероливание должно исключать доступ к грузу без нарушения целостности используемого упаковочного материала.
Отметим, что, несмотря на запрет перевозки с неясными оттисками пломб, ответственности за это не установлено ни Уставом, ни главой 11 «Административные правонарушения на транспорте» КоАП РФ.
Доставка, переадресация и очистка
На доставку груза в городском и пригородном сообщении Правилами
отведены сутки, а в междугороднем и международном сообщениях — из расчета сутки
на каждые
В Правилах подробно прописан порядок переадресации груза в случае отказа грузополучателя от его принятия.
В частности, установлено, что водитель должен с использованием средств связи проинформировать перевозчика о дате, времени и причинах отказа. В свою очередь перевозчик письменно либо с использованием средств связи должен уведомить грузоотправителя об этом и запросить указание о переадресации груза. Если перевозчик в течение двух часов после этого не получил от отправителя груза новый адрес доставки, то он должен письменно уведомить грузоотправителя о возврате груза и дать соответствующее указание водителю. Чем оправдан столь короткий промежуток времени, неизвестно. К слову, Правила не говорят, что речь идет о двух часах рабочего времени. Поэтому мы бы рекомендовали оговаривать это в договорах или определять в них другие временные промежутки на переадресацию.
При подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель должен в транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя) отметить фактическую дату и время подачи, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.
Проверка массы груза и количества грузовых мест осуществляется в соответствии со ст. 15 Устава.
Стоит отметить, что Правилами установлен порядок определения размеров естественной убыли для грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом по нескольким транспортным накладным от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя. В этом случае ее размер определяется для всей партии одновременно выданного груза.
Никаких изменений в отношении очистки транспортных средств не произошло. Стоит только обратить внимание на то, что в приложении № 9 к Правилам установлен перечень грузов, после перевозки которых транспортные средства, контейнеры должны быть обязательно промыты, а при необходимости продезинфицированы.
Особенности перевозки
В соответствии с утвержденными Правилами размещение делимого груза на транспортном средстве должно осуществляться таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с ним не превышала 40 т.
А размещение делимого груза на автопоездах в составе 3-осного тягача и 2- или 3-осного полуприцепа, перевозящего 40-футовый контейнер ISO, должно осуществляться таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала 44 т, а осевая нагрузка транспортного средства не превышала 11,5 т.
Акты и претензии
Правилами установлено восемь случаев, при которых должен составляться акт. Это:
- невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
- непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
- утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
- непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
- отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
- просрочка доставки груза;
- задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
- задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.
Однако обращаем внимание, что в силу ст. 38 Устава любые обстоятельства (а не только те, которые правительство, судя по всему, на всякий случай решило перечислить в Правилах), являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя, удостоверяются актами.
Согласно этой статье в правилах перевозки грузов может быть определен только порядок составления актов или проставления отметок в документах.
Каков же этот порядок?
Правилами установлено, что акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
О составлении акта должностные лица, уполномоченные на составление актов, делают отметки в транспортной накладной и заказе-наряде.
Акт должен содержать:
- дату и место его составления;
- фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в его составлении;
- краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для его составления;
- в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза — их описание и фактический размер;
- подписи участвующих в составлении акта сторон.
В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя.
В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа.
Акт должен быть составлен в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в двух экземплярах. Исправления в составленном акте не допускаются.
В статье 39 Устава предусмотрен обязательный претензионный порядок для договоров перевозки грузов.
В соответствии с Уставом и утвержденными Правилами претензии предъявляются перевозчикам в письменной форме по их местонахождению в течение года. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
Обращаем внимание, что год — это общий срок исковой давности. И в него нужно уложиться, в том числе и с предъявлением иска.
Поэтому мы бы рекомендовали в договоре обязательно оговорить порядок и сроки предъявления претензий сторонами. В противном случае, затянув с предъявлением претензии, вам нужно будет одновременно с претензией предъявлять и иск в суд. Иначе есть угроза пропустить срок исковой давности.
Претензия должна содержать:
- дату и место ее составления;
- полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
- полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
- краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее подачи;
- обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
- перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
- фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.
Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых отправляется перевозчику (фрахтовщику), а другой остается у лица, ее подавшего.
Правила вступят в силу по истечении трех месяцев после дня официального опубликования, за исключением требований к перевозке опасных грузов и скоропортящихся, они должны будут осуществляться в соответствии с Европейскими соглашениями и вступят в силу через год. Документ был официально опубликован в журнале «Собрание законодательства РФ» 25.04.2011, № 17, ст. 2407.
На что следует обратить внимание при экспертизе договора перевозки
Некоторые положения
|
Новшества,
|
Рекомендации по корректировке
|
Ответственность перевозчика |
Появилось дополнительное основание для расторжения грузоотправителем договора перевозки в одностороннем порядке — непредставление водителем транспортного средства документа, удостоверяющего личность, и путевого листа |
Поскольку Уставом не предусмотрено ответственности перевозчика за такое нарушение, советуем включить соответствующие санкции за него в текст договора перевозки |
Сроки
|
В приложении № 6 к Правилам установлены конкретные сроки погрузки и выгрузки |
Если в договоре сроки погрузки и выгрузки не установлены, то используются сроки, утвержденные Правилами. В связи с этим предлагаем обратить на них внимание. Если они устраивают, то никаких изменений в договор вносить не надо. В противном случае необходимо в договоре обязательно установить свои сроки погрузки и выгрузки грузов |
Маркировка груза |
В отличие от норм Устава, Правилами предусмотрена возможность маркировки груза перевозчиком |
Передача обязанности по маркировке груза перевозчику обязательно должна быть оговорена договором перевозки |
Сроки
|
Правилами установлены сроки доставки грузов в городском, пригородном, междугороднем и международном сообщении |
Если сроки доставки грузов договором не установлены, то перевозчик обязан доставить груз в сроки, установленные Правилами. В связи с этим рекомендуем оговаривать в договоре перевозки срок доставки груза |
Переадресация груза в случае отказа грузополучателя |
Правилами установлен порядок переадресации, а именно грузоотправителю отведено всего два часа на сообщение перевозчику нового адреса доставки груза |
Поскольку Правила умалчивают, о каких часах идет речь, мы рекомендовали бы уточнить это в договоре или определить другой временной промежуток для переадресации |