Реорганизация: резерв переходит по наследству

| статьи | печать

При реорганизации на правопреемника возлагаются обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица. При этом в Налоговом кодексе ничего не говорится о том, как поступать с накопленными реорганизованным юридическим лицом резервами. В письме от 03.05.2011 № 03-03-06/4/41 Минфин России дал разъяснения по учету сумм неиспользованного резерва на ремонт основных средств у правопреемника при реорганизации в форме преобразования.

Резерв можно передать

По мнению специалистов финансового ведомства, в случае преобразования организации резерв на предстоящий капитальный ремонт основных средств может быть передан ее правопреемнику, если формирование такого резерва предусмотрено его учетной политикой. Финансисты обосновывают свою позицию так.

Правопреемник исполняет обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица. При этом он пользуется всеми правами, предусмотренными для налогоплательщиков (п. 2 ст. 50 НК РФ). Статьей 260 НК РФ плательщикам налога на прибыль организаций предоставлено право в целях равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств формировать соответствующий резерв в порядке, установленном ст. 324 НК РФ.

Правопреемник учитывает в составе своих расходов затраты реорганизуемой компании, в том числе предусмотренные ст. 260 НК РФ, в той части, которая не была учтена ей при формировании налоговой базы (п. 2.1 ст. 252 НК РФ). Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых фирм на дату завершения реорганизации. Таким образом, накопленный ими резерв на предстоящий капитальный ремонт основных средств может быть передан правопреемнику, если формирование такого резерва предусмотрено его учетной политикой.

Правопреемник вправе создавать резерв

Из разъяснений Минфина России можно сделать вывод, что организация-правопреемник, созданная при реорганизации в форме преобразования, несмотря на то, что является новым юридическим лицом, имеет право формировать резерв на ремонт основных средств. Ведь в письме четко говорится, что резерв может быть передан только в том случае, если его создание предусмотрено учетной политикой правопреемника.

В то же время вновь созданные организации первые три года работы не могут создавать такой резерв (письмо Минфина России от 17.01.2007 № 03-03-06/1/9). Дело в том, что предельная сумма резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт за последние три года. Вновь созданная организация не располагает необходимой информацией для определения норматива отчислений в резерв предстоящих расходов, поскольку отсутствуют данные о расходах на ремонт за последние три года.

Получается, что при формировании резерва организация-правопреемник может использовать данные о фактических расходах на ремонт за последние три года, произведенные реорганизованной компанией.

Если реорганизация проведена в форме преобразования и к правопреемнику перешли все основные средства, совокупная стоимость которых использовалась при формировании резерва, размер отчислений в резерв у правопреемника будет таким же, как и у реорганизованной организации. Ведь данные для его расчета одни и те же.

А что с бухучетом?

В налоговом учете сформированный резерв можно передать правопреемнику. В бухгалтерском учете такая операция в этом году не пройдет. С 2011 г. резерв на ремонт основных средств в бухгалтерском учете не формируется.

До 2011 г. образование такого резерва в бухучете допускалось п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н. С 1 января 2011 г. этот пункт утратил силу. С этой же даты действует новое ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утвержденное приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н. Некоторые резервы, создание которых допускалось названным п. 72, например резерв на оплату отпусков, теперь являются оценочными обязательствами (см. ст. "Жаркая пора расчета отпускных").

Резерв на ремонт основных средств под определение оценочного обязательства не подпадает. Ведь для признания оценочного обязательства у организации должна существовать обязанность, исполнения которой она не может избежать. Но у организации нет обязательства перед третьими лицами по проведению ремонта основных средств. Поэтому резерв на ремонт основных средств критериям оценочного обязательства не соответствует.

Итак, резерв на ремонт основных средств в бухучете не создается. В результате, если в налоговом учете такой резерв существует, в бухучете возникает налогооблагаемая временная разница, равная величине накопленного в налоговом учете резерва. Она приведет к образованию отложенного налогового обязательства (ОНО). Оно и будет передано правопреемнику в бухучете.

пример

Акционерное общество было образовано в феврале 2011 г. путем преобразования из общества с ограниченной ответственностью. Учетной политикой реорганизованного ООО было закреплено создание резерва на ремонт основных средств. Учетной политикой АО также предусмотрено формирование этого резерва.

На дату реорганизации накопленный в налоговом учете ООО резерв на предстоящий капитальный ремонт основных средств, запланированный на 2011 г. в размере 50 000 руб., был передан АО.

В бухгалтерском учете постановка на баланс отложенного налогового обязательства отражается проводкой:

Дебет 68 Кредит 77

— 10 000 руб. (50 000 руб. х 20%) — отражено ОНО.

После ремонта основных средств ОНО будет погашено.

Дебет 23 Кредит 70, 69, 10

— 50 000 руб. — фактические затраты на ремонт основных средств;

Дебет 20 Кредит 23

— 50 000 руб. — фактические затраты на ремонт основных средств учтены в составе расходов по обычным видам деятельности;

Дебет 77 Кредит 68

— 10 000 руб. — ОНО погашено.